Индия отворачивается от России: ни лекарств, ни экскаваторов, ни катков, ни кранов наш комментарий, все еще актуально

Юлия Медведева, специально для haqqin.az

В понедельник, 17 апреля, в Нью-Дели прибыла делегация российских чиновников во главе с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, который провел встречи с топ-менеджерами крупнейших индийских компаний.

Два аналогичных визита Дениса Мантурова с просьбой расширить номенклатуру продаваемых Индией России товаров в ноябре прошлого года и в январе нынешнего закончились безрезультатно. Но российскую сторону это не останавливает, и она пытается добиться своего от Нью-Дели вновь и вновь.

Мантуров возвращается из Индии с пустыми руками

На этот раз, зайдя с неожиданной стороны, поскольку Мантуров прилетел на этот раз с предложением создать российско-индийскую зону свободной торговли. И список индийских товаров, которые Москва хотела бы в ней увидеть, с собою прихватил. В котором все то же: более 500 наименований, включая продукцию фармацевтической промышленности, индийская дорожная техника, комплектующие, всевозможная химия и многое другое.

То, что торговый оборот между Индией и Россией с апреля 2022 года до февраля 2023 года достиг 45 миллиардов долларов, что превысило цель в 30 миллиардов, которую страны должны были достичь только в 2025 году, оптимизма Москве совершенно не внушает. Поскольку в их основе потоки дешевой российской нефти, льющиеся на индийский рынок со скоростью 1,6 миллиона баррелей в день.

В ответ идет тонкий товарный ручеек на двести-триста миллионов долларов в месяц. В итоге гигантский торговый дисбаланс, а рупии, полученные из Индии за нефть, лежат мертвым грузом, поскольку Москве их просто некуда девать – индусы дешевую нефть покупают охотно, а свои товары поставлять не спешат из-за страха американских санкций.

Импорт лекарств в Россию упал на 9%, 28 западных фармпроизводителей полностью прекратили поставки

А между тем проблемы у Москвы нарастают. Так, по итогам 2022 года импорт лекарств в Россию упал на 9%, 28 западных фармпроизводителей полностью прекратили поставки, в результате ассортимент в аптеках сократился на 2,4 тысячи наименований. Кроме того, деятельность в России свернули крупнейшие западные производители - Сaterpillar, Hitachi, John Deere. И в результате продажи экскаваторов-погрузчиков рухнули на 52%, катков — на 28%, кранов-трубоукладчиков — на 17%, автокранов — на 4%. Хотя Кремль продолжает утверждать, что «санкции не работают и российской экономике они только на пользу».

«Продавайте нам как можно больше того, что нам необходимо», - призывает российская сторона индийский бизнес. – «Льготы и преференции вам будут обеспечены». Но встречают лишь холодные заявления министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара о том, что «с российской стороны существует неадекватная оценка проблем и рисков, с которыми сталкивается индийский бизнес». И не менее туманные его заявления, что будущее российско-индийского двустороннего экономического сотрудничества требует готовности и способности «посмотреть на это с точки зрения другой стороны и найти решения, которые преодолеют препятствия».

Даже слова Мантурова о том, что «задачи достичь абсолютной автономности» у Кремля нет, поскольку «это тупик, ведущий в конечном итоге к потере конкурентоспособности», то есть об отказе от идеи полного импортозамещения, чем Кремль ежедневно «кормит» внутреннюю аудиторию, не произвели на Нью-Дели особого впечатления. «Это ваши проблемы», - пожали там плечами.

Холодные заявления Субраманьяма Джайшанкара шокировали россиян

Из визита Дениса Мантурова следуют, кстати, два вывода, к теме прямо не относящиеся, но тем не менее достаточно важные.

Прежде всего, торговые отношения с Китаем, судя по всему, складываются у Москвы тоже не очень успешно. Во всяком случае, закрыть бреши, которые возникли на российском рынке после введения санкций, за счет китайских поставок у российской стороны тоже не получается, поскольку в списке тех пожеланий, которые Мантуров привез с собою в Нью-Дели, более 70% того, что Россия могла бы закупить у Пекина. Но, по всей видимости, китайцы ей это не продают.

Кроме того, исподволь возникает вопрос о коммерческой целесообразности транспортного коридора «Север - Юг» из Индии в Россию и далее. Поскольку возить по нему, судя по тонкому товарному ручейку из Индии, в количествах, которые окупили бы его сооружение и обслуживание, попросту нечего.

Остается только добавить, что российская делегация прибыла со своим предложением о зоне свободной торговли именно в тот момент – ни раньше ни позже – когда Нью-Дели активно обсуждает создание таких же зон сразу с тремя крупными международными игроками - с Великобританией, Европейским союзом и Советом сотрудничества стран Персидского залива. Стоит ли говорить, на каком месте по приоритетности для индийской стороны окажутся российские предложения?