Израиль по «лезвию ножа» идет на «Хезболлу»
Всего несколько часов потребовалось израильскому премьеру, чтобы сначала сказать, что он дал принципиальное согласие на кратковременное перемирие в боях в Ливане, а потом развернуться на 180 градусов и заявить, находясь на борту самолета, летящего в Нью-Йорк: «Слухи о перемирии не соответствуют истине. Я приказал ЦАХАЛ продолжать военные действия в полную силу». А затем подтвердить, что из собственных апартаментов в США отдал приказ о ликвидации лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы.
В промежутке между этим было два события: требование к Израилю группы стран, включая США, Францию, ОАЭ и ряд других, заключить временное перемирие с «Хезболлой» – и сущая истерика израильской «партии войны» в лице министров Амихая Шикли, Бецалеля Смотрича и Офира Софер против возможности такого перемирия и вообще против прекращения огня, даже временного и какой-либо деэскалации.
Вывод из всей этой истории можно сделать только один: никакой стратегии в отношении дальнейшего развития конфликта с «Хезболлой» у израильского премьера нет. Он, как тот ежик в тумане, добившись тактического успеха, совершенно не представляет себе, что делать дальше и как этим успехом распорядиться. Что-то делать надо, но какова должна быть конечная цель этих действий.
Нетаньяху, а вслед за ним и Исраэль Кац, министр иностранных дел Израиля, который сейчас, пока Нетаньяху в Нью-Йорке, исполняет обязанности премьера, любят говорить о «войне до победного конца». Но никто из этих двух почтенных джентльменов так до сих пор внятно и не сказал, что следует считать этим «победным концом». Иными словами, каковы критерии победы. А без этого внятные действия попросту невозможны, так и будут шатания из стороны в сторону.
Чего хочет добиться Израиль в этом конфликте – совершенно очевидно. Прежде всего, выполнение резолюции ООН №1701 - разоружение всех вооруженных группировок в Южном Ливане и отвод подразделений «Хезболлы» за реку Литани. Далее - создание буферной зоны на ливано-израильской границе глубиной 7 километров. И, наконец, де-факто ликвидация «Хезболлы» как военной силы на территории Ливана.
Проблема заключается в том, что ни в Ливане, ни в мире нет такой силы, которая способна и готова взять на себя реализацию этих целей. Либо оказать Израилю реальную помощь в этом. Ему пока приходится действовать в одиночку. А потому израильский военный и политический истеблишмент склоняется к весьма рискованному решению – прямое вторжение на юг Ливана. В оптимальном варианте – на глубину этой упомянутой выше буферной зоны с последующей зачисткой территории.
В случае принятия этого варианта Израилю предстоит пройти в буквальном смысле этого выражения по «лезвию ножа», поскольку политическое израильское руководство склонно излишне увлекаться своими военными успехами и рассматривать силовые методы как единственный инструмент решения своих задач.
А в данном случае более оптимальным представляется другой вариант – зачистить буферную зону и срочно начинать действовать в политическом поле: работать с американской администрацией, которая вскоре придет к власти, умеренными арабскими странами и теми силами в Ливане, которые выступают против «Хезболлы». Кстати, напомню, что там уже несколько лет царит тяжелейший кризис, ливанское общество в целом никакой войны не хочет и активно выступает против нее.
В противном случае боевые действия будут продолжаться до бесконечности. Как показывают события последних дней, ЦАХАЛ серьезно сократил военные возможности «Хезболлы» – но не уничтожил ее ракетные арсеналы. Что, в общем-то, и неудивительно, учитывая огромное количество оружейных складов, разбросанных по подземным бункерам во всем Южном Ливане.
Словом, от израильского руководства сейчас требуется филигранность и хирургическая точность. И в действиях, и в решениях…