ХАМАС – последняя карта Катара
Три прошедших дня все внимание Ближнего Востока приковывали новости, так или иначе связанные с Катаром. То он отказался от посредничества в переговорах о прекращении огня в секторе Газа, то он согласился выслать из страны руководство группировки ХАМАС после их отказа принять соглашение о прекращении огня и освобождении заложников в рамках войны с Израилем.
Слухи множились и обрастали деталями о разрыве Катара и ХАМАС, но официальный представитель Дохи Маджид Аль Ансари в своем сообщении поставил на них точку: Катар поставил свое посредничество на паузу, он по-прежнему остается каналом связи между заинтересованными сторонами и в этом качестве способствовал достижению прекращения огня на предыдущих этапах палестино-израильского конфликта. И ни о каком удалении представительства ХАМАС в Дохе речи быть не может.
Что с катарской точки зрения выглядит вполне логичным и полностью соответствует его интересам оставаться посредником в переговорах с самыми неоднозначными сторонами, сегодня это ХАМАС, вчера – «Талибан», а ранее – Иран. Потому что посредничество стало частью бизнеса Катара, бизнеса весьма для него прибыльного, пусть и не столько в финансовом, сколько в политическом отношении.
Хотя и финансовая составляющая здесь играет не последнюю роль – финансовые потоки ХАМАС и международная помощь Палестине идут через Доху, что само по себе Катару достаточно выгодно. Так что никакого альтруизма и бескорыстного миротворчества ради «мира во всем мире», Доха четко понимает, что, где и сколько она может заработать на своем посредничестве. И не намерена этого лишаться, заставляя всех поверить в собственную уникальность.
Кстати, этот бизнес не стал для Катара подарком с небес. Доха в буквальном смысле «отжала» его у Омана, который ранее был вполне в нем успешен, но по причинам, до сих пор не вполне понятным, отказался им заниматься, без боя уступив свои позиции катарцам. Остается лишь гадать, почему это произошло, для большинства аналитиков это так и остается загадкой – но факт остается фактом, теперь «посредник №1» — это Катар, и там проходят самые щекотливые переговоры и негласные консультации, которые определяют развитие событий на Ближнем Востоке.
В нынешней ситуации как эпизоде борьбы за сохранение Катаром статуса уникального посредника, повторюсь, нет ничего необычного. Ситуация в корне изменилась. И в Белый дом вскоре придет новый хозяин – и ХАМАС нынче не тот. Поэтому Катару, с одной стороны, нужно понять, чего хочет Дональд Трамп от израильско-палестинского урегулирования, а с другой - определиться с тем, кто теперь будет лидером ХАМАС, поскольку коллективное руководство, провозглашенное группировкой, - явно нежизнеспособная схема. А потом этого нового лидера приручить и поставить под контроль.
Пока этого не произошло – временная пауза просто необходима, чтобы не наделать ошибок. А то ведь можно и статуса посредника лишиться, в регионе достаточно игроков, которые его с радостью подхватят, оттеснив Катар на периферию.