Армия Асада бежит так быстро, что оппозиция за ней не успевает
Дамаск может говорить сейчас что угодно, дескать, это тактическое отступление, контратака неминуема, но факты свидетельствуют об обратном: армия Асада бежит так быстро, что оппозиция за ней не успевает. И порой не верит в свой успех, опасаясь засад, но правительственным войскам не до них, о создании оборонительных рубежей никто и не думает, самим бы уцелеть.
Кстати, одним из последствий стремительного отступления правительственных сил стало то, что армия Асада стала основным поставщиком вооружений для оппозиции. Вот некоторые данные о захваченной ею технике: танки - 145 единиц, РЛС/РЭБ - 3 единицы, БМП/БТР - 96 единиц, инженерная техника - 5 единиц, артиллерия - 87 единиц, самолеты - 35 единиц, системы ПВО - 18 единиц.
А кроме того, она сейчас контролирует 6 военных аэродромов и один гражданский аэропорт. Много разговоров было о том, что израильские ВВС нанесут удары по оппозиции, но они ограничились тем, что атаковали оборонные предприятия и военные склады в Сафире, где производится ряд вооружений для правительственных войск и отрядов иранских прокси в Сирии.
Кроме того, продолжается тесная координация между ХТШ и турецкими прокси. Как сообщают проверенные источники, силы Сирийской национальной армии прибывают в Хаму. И, вероятнее всего, они будут участвовать в следующем этапе наступательной операции оппозиционных сил – в атаке на Хомс, падение которого будет означать катастрофу для режима Асада. Ведь Хама и Хомс - это та ось, которая скрепляет разные части Сирии.
Время, когда оппозиция сидела в осаде в Идлибе, а Дамаск и его союзники надували щеки, гордясь контролем над 80-ю процентами территории страны, противники Асада использовали максимально эффективно. Открыли военные колледжи и офицерскую школу, работали над собственным имиджем и вели переговоры с местными племенами и старейшинами различных конфессиональных общин, укрепляли организационную структуру. И сейчас пожинают плоды этой своей работы.
При полном, надо сказать, параличе у союзников Асада. В Иране идет дискуссия - помогать ли Асаду, а если помогать, то как. «Хезболла» чуть ли не каждый день делает противоречивые заявления: то они войдут в Сирию, то в Дамаск. Что, впрочем, для нее является обычной практикой – максимум воинственных заявлений и минимум конкретных шагов.
Иракские ополченцы-шииты говорят, что отправились на помощь Асаду, их как-то не видно, очевидно – дороги не в порядке. Да тут еще Муктада ас-Садр выступил с заявлением, что текущие события в Сирии иракских шиитов не касаются.
И как всегда, уникальный подход к ситуации сумела продемонстрировать Россия. «Кремль находится в контакте с правительством Асада, необходимая помощь ему будет определена после оценки ситуации», - заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, что в переводе на человеческий означает: «мы понятия не имеем, что там происходит, поэтому нам нужно время для оценки обстановки и выработке ответных шагов».
В данном заявлении прекрасно все – российская армия в Сирии уже десятый год, но в общей обстановке там, как и с оценкой режима Асада, так и не разобрались. Случился кризис, а как на него реагировать не знают, и чем конкретно в таких условиях помогать Асаду представления не имеют, а главное – не имеют возможности. То, что Москва может в ближайшее время наскрести, явно недостаточно, война в Украине у Кремля в явном приоритете.
Иными словами, режим Асада трещит, и треск этот все громче. Север и северо-запад страны режимом практически потеряны, с помощью союзников – а будет ли она вообще? - все совершенно не ясно. Эта ясность появится уже в ближайшие дни, когда внесирийские акторы дадут свои оценки происходящему. Поэтому не стоит спешить с прогнозами – ждать окончательных решений «высшей лиги» международных игроков по сирийскому вопросу осталось совсем недолго. И без сюрпризов здесь не обойдется.