Россия не сдаст Армению, но и не пожертвует Азербайджаном резюме российского аналитика

Беседовал: Заур Расулзаде

В регионе Южного Кавказа в последние дни наблюдается небывалое политическое оживление. Ключевые темы две: новый формат межгосударственного сотрудничества, обещающий перерасти в союз нескольких стран, и поиски решения карабахского конфликта.

Своим мнением о процессах, инициированных в регионе, с haqqin.az поделился руководитель Центра постсоветских исследований российского Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Александр Крылов.

- Показалась ли вам продуктивной встреча Путина с Саргсяном - примет ли Армения план Путина по Карабаху?

- План Путина состоит в том, что стороны должны путем переговоров найти взаимоприемлемое решение сами. Другие государства могут этому способствовать, стать гарантами соблюдения безопасности и т.п., но не должны навязывать сторонам конфликта собственных решений. Главная проблема в том, что пока не созданы условия для выработки такого компромиссного решения, более того, ситуация на линии разграничения имеет устойчивую тенденцию к обострению. Поэтому в настоящее время главная задача российской дипломатии состоит в том, чтобы не допустить новой войны, обеспечить снижение уровня напряженности на линии разграничения и тем самым создать условия, которые позволят перевести поиск взаимоприемлемого решения в практическую плоскость.

- Возможно ли новые боевые действия между Арменией и Азербайджаном?

- Вероятность новой полномасштабной войны не следует исключать полностью, однако более вероятно, что продолжится нынешнее состояние вялотекущей войны с периодическими вспышками масштабных военных действий.

Последняя такая вспышка имела место в апреле нынешнего года, после нее в Армении прозвучало много радикальных заявлений о необходимости «нанесения ответного удара». Прозвучало много критики в адрес России, которая якобы «не позволила армянской армии перейти в успешное контрнаступление и разгромить врага». В действительности же Россия способствовала скорейшему прекращению военных действий исходя не только из собственных национальных интересов, но и из интересов народов региона.

Очевидно, что в случае начала полномасштабной войны она не станет победоносной прогулкой ни для Азербайджана, ни для Армении. Превращение Южного Кавказа в театр военных действий не решит карабахской проблемы, а принесет новые беды народам региона и новые вызовы безопасности для России.

Война и дестабилизация региона создадут самые благоприятные условия для активизации международных террористических организаций, превративших обширные территории в непосредственной близости от Южного Кавказа в зону военных действий, анархии и хаоса. Поэтому нейтрализация угрозы распространения деятельности Исламского государства» и подобных ему организаций на новые территории, включая Южный Кавказ и Среднюю Азию, является общей задачей Азербайджана, Армении и соседних государств.

- Скажется ли сближение России и Турции на урегулировании карабахского конфликта? Говорят, что и Иран предложил подключиться к миротворческому процессу.

Вряд ли начавшаяся нормализация российско-турецких отношений может повлиять на ситуацию радикальным образом. Даже в годы максимального сближения и сотрудничества России и Турции наши страны по-разному оценивали карабахский конфликт и предлагали разные пути его решения.

О российском видении я уже сказал - это выработка Азербайджаном и Арменией взаимоприемлемого решения и его последующее претворение в жизнь при помощи международных посредников. Турция же полностью поддерживает нынешнюю позицию Азербайджана, категорически настаивающего на капитуляции Еревана: скорейшем выводе армянской армии и возврате всех утраченных после распада СССР и войны в Карабахе территорий бывшей АзССР.

У Турции множество собственных проблем с Арменией, между ними до сих пор не установлены дипломатические отношения. У России с Арменией отношения совсем другого характера: двусторонние, в рамках ОДКБ, ЕАЭС и т.д. Однако несмотря на союзные отношения с Арменией, политика России по отношению к Азербайджану и Турции выстраивается на основе собственных российских национальных интересов. Многих в Армении такая политика не устраивает; в адрес России звучит много критики и упреков, прежде всего со стороны тех сил, которые выступают за разрыв отношений и следование по грузино-украинскому пути.

Турецкие политики много раз высказывали готовность подключить свою страну к переговорам под эгидой МГ ОБСЕ и в других форматах. Армения всегда выступала против, что естественно на фоне ее конфликтных отношений с Турцией. Недолгий период «футбольной дипломатии» закончился взаимным разочарованием и никакого влияния на карабахскую проблему не оказал.

Идея подключения Турции к переговорному процессу не находила поддержки у нынешних стран-посредников: ее практическое осуществление без согласия Еревана невозможно, а попытки какого-то воздействия на армянскую сторону внесли бы дополнительные трудности в переговорный процесс и поставили его под угрозу срыва.

После смягчения режима санкций со стороны евроатлантического сообщества и выхода из международной изоляции у Ирана появились новые политические и экономические возможности на Южном Кавказе. Однако вряд ли следует ожидать большой активности Ирана на карабахском направлении.

Скорее, Тегеран будет проводить осторожную политику, стремясь использовать все возможности для обеспечения собственных интересов: развивать экономические связи и с Азербайджаном, и с Арменией, демонстрировать свою дипломатическую активность в регионе таким образом, чтобы поддерживать сбалансированные и выгодные для себя отношения со всеми конфликтующими сторонами. Очевидно, что политика Ирана на Южном Кавказе будет идти скорее российским, а не турецким путем.

- Министр обороны Армении буквально на днях заявил, что они не уступят и пяди оккупированных земель. Разве это не означает, что Ереван срывает мирное урегулирование?

- Главная проблема в решении карабахской проблемы не в заявлениях тех или иных политиков или генералов. В обеих странах Карабах стал национальной идеей, призванной консолидировать общество, обеспечить популярность властям и различным партиям. От национальной идеи нельзя отказаться без капитуляции военной или дипломатической.

Лозунг «сдать Карабах» - категорически неприемлем для большинства населения и в Азербайджане, и в Армении, он рассматривается в обществе как национальное предательство. Публично выступить в его поддержку означает самоубийство для власти, провластных или оппозиционных политиков, доказательством тому служит отставка первого президента постсоветской Армении Л.Тер-Петросяна. Пока такие настроения продолжат доминировать в Азербайджане и Армении, всерьез рассчитывать на мирное урегулирование не приходится.

- Как вы оцениваете активизацию политической жизни и новые тенденции в регионе в свете последних переговоров лидеров Азербайджана, Ирана, России и Турции? Останется ли Армения на задворках преобразований в геополитике?

- На Южном Кавказе и в соседних странах действительно происходят важные изменения, которые будут иметь большое влияние на будущие перспективы региональной и мировой политики. Изменилось положение Ирана, который еще недавно мог стать объектом военно-силовой операции внешних сил под предлогом необходимости скорейшего решения «иранской ядерной проблемы».

Важная роль в планах внешних сил отводилась Азербайджану как тыловой базе сил вторжения, разыгрывалась карта Южного Азербайджана и т.п. Провалилась попытка военного мятежа в Турции, за ним последовал кризис в отношениях Турции с евроатлантическим сообществом и начало процесса нормализации российско-турецких отношений. В Армении также имела место попытка военного мятежа, сопровождавшаяся довольно многолюдными выступлениями в его поддержку.

Все это привело к росту дипломатической активности в последние дни: саммитам Азербайджан – Иран - Россия в Баку, переговорам Путин - Эрдоган в Санкт-Петербурге и встрече Путина и Саргсяна в Москве. Последние по времени переговоры в Москве свидетельствовали о том, что отношения России и Армении сохраняют союзнический характер и Россия не собирается отправлять Армению на задворки геополитики. Однако на фоне противоречивых внутриполитических процессов в Армении Москва вынуждена учитывать и возможность радикального разворота курса Еревана в евроатлантическом направлении.

По итогам переговоров с главой Армении В.В.Путин вновь подчеркнул заинтересованность России в снижении напряженности в отношениях между нашими соседями и намерение продолжать оказывать всяческое содействие поиску развязок карабахского узла в рамках Минской группы ОБСЕ путем прямых контактов с Ереваном и Баку, а также в том, что Армения и Азербайджан смогут выйти на компромиссное, без победителей и побежденных, урегулирование имеющихся конфликтов.