В Губе людей испытывают водой haqqin.az из Дигяха

Мамед Эфендиев, Самира Гасанова, Дигях

Прошло больше года после публикации на haqqin.az статьи «Глава Губы разрулил ситуацию», где рассказывалось о мытарствах жителей села Дигях Губинского района, много лет испытывающих трудности с питьевой водой. Казалось бы, село расположено в районе, изобилующем не только лесами, но и реками, родниками, ручьями. Не зря же бакинцы и жители других городов страны приезжают сюда летом отдохнуть в прохладе на лоне великолепной природы. Но вот почему-то проблемы с питьевой водой у местных жителей принимают порой неразрешимый характер. Забегая вперед, особо отметим, что даже после вмешательства Администрации президента и "Азерсу" проблема жителей этого села так и не была решена.

Впрочем, трудности с водой дигяхцы начали испытывать лишь в последние годы. Полноценных источников вблизи их села действительно нет. Может, когда-то в старину, когда прадеды нынешних сельчан закладывали здесь первый фундамент, вода и была. Но теперь ее в селе нет, а воду из трубопроводов, что сами сельчане не раз проводили, попросту перекрыли. Попробуем разобраться, почему так случилось.

Как рассказал один из старейшин села 72-летний Рафик Мирзаев, он был еще ребенком, когда местные аксакалы уже были обеспокоены маловодьем местности. И решили они скинуться всем селом и проложить трубу из местной речушки Гуручай. Затея была недешевая - от речки до села целых 14 километров. Но другого выхода не было. Не пропадать же без воды, а покидать родные очаги никто не собирался. Что касается поливной воды, то арык в село провели еще в годы становления колхозов, так что огороды и сады от недостатка поливов не страдали. В общем, питьевой трубопровод дигяхцы тогда проложили, и долгое время воды было вдоволь. Но некоторое время назад сельчане заметили, что напор ее начал ослабевать, а затем живительная влага и вовсе исчезла.

Выяснить причину оказалось делом несложным – к их трубе незаконно подключились жители соседней деревни Алпан, которая расположена в низине, то есть ближе к реке. Дигяхские аксакалы обнаружили десятки врезов к их водопроводу, а поскольку Алпан уровнем пониже, вся вода уходила жителям этого села. В то время как в 800 семьях Дигяха люди страдали от жажды, алпанцы поливали их водой свои сады и огороды.

Обратились дигяхцы в правоохранительные органы, но там лишь руками развели. Тогда сами решили отсечь «незаконные» врезки, а чтобы не было никаких инцидентов с соседним селом, аксакалы с обеих сторон внимательно следили за ходом этих работ. Но алпанцы раз за разом снова врезались в трубу, и история повторялась.

Алпан – село большое, здесь более тысячи домов. Вода в верхнюю часть села поступает и из других источников. А всего в сотне метров от тех домов, что построены внизу, протекает река. Так что, если вырыть здесь колодец, установить насос, можно будет обеспечить водой всех жителей. Но нет же, алпанцы упорно врезаются в водопровод дигяхцев.

И довод у них простой: за каждый врез они платят главе Дигяхского сельского муниципалитета Гызханум Гамзаевой 250-300 манатов - и никаких проблем. Кроме того, каждая подключившаяся к воде алпанская семья в год платит муниципалитету Дигяха еще 12 манатов. Документов при этом, конечно, никаких не оформляется. Все идет в карманы известных только Гамзаевой лиц. В Алпане же ее поддерживает (тоже не без личного интереса) представитель районной исполнительной власти по имени Тофик.

И что самое интересное, при этом оба этих деятеля районного масштаба, словно сговорившись, пытаются искусственно раздувать между жителями соседних сел раздор.

Тактика руководителей соседних сел пока приносит свои плоды. Не раз дигяхцы, когда ликвидировали врезы в свою трубу, сталкивались с открытым проявлением вражды со стороны своих соседей, некоторые из которых вообще не имели к этому водопроводу никакого отношения. Впоследствии они сами признавались, что их подослал тот самый Тофик, который по своей должностной обязанности и должен был обеспечить алпанцев водой. Правда, своевременное вмешательство аксакалов пока предотвращало такие провокации, но долго так продолжаться не может. Кто, скажем, может разъяснить дигяхцу Шамхалу Омарову, почему его периодически вызывают в полицию, пытаясь шантажировать и обвиняя в незаконных деяниях? А вся вина его заключается в том, что он за свои деньги помогал аксакалам убирать самовольные врезки и заваривать дыры в трубе.

- Мы проложили водопровод за свои деньги, и мы же должны пользоваться этой водой, - пытается оправдаться Омаров. – Но каково же нам видеть, как этой водой в соседнем селе поливают огороды, а нам пить нечего. Пытаешься объяснить это соседям, так те посылают нас к главе своей же местной власти. А та еще куда подальше. Пытаешься добиться правды у правоохранительных органов, так они столько вызывают на разные допросы и беседы, что и сам не рад затеянному. Но должен же ведь быть какой-то выход. 

Мы решили рассмотреть этот наболевший вопрос в правовой плоскости, ведь, как, наверное, понял читатель, все проблемы связаны не с официально оформленными проектами и работами, а, так сказать, общественными. Почему, собственно, одни на свои деньги провели воду, но ее не видят, а другие ею вольготно пользуются благодаря поддержке должностных лиц?

- Возможно, и сами дигяхцы не знают об этом, но, скорее всего, эта труба давно уже оприходована и внесена на баланс «Азерсу», - говорит известный адвокат Камандар Насибов. – Такое часто бывает. Надо бы это проверить. Если труба уже, так сказать, огосударствлена, то подход тут один: все надо решать через «Азерсу». А если она до сих пор так и держится на честном слове, то в этом случае надо решать все по-мирному.

Как это, по-мирному? Долго ломали дигяхцы головы над предложенными юристом вариантами, выбрали наиболее, видимо, для себя приемлемый - решили проложить в село новую трубу.

Много усилий приложили сельчане, а особенно уважаемый здесь всеми аксакал Давид Айдамиров, чтобы найти выход из создавшейся ситуации. И, наконец, удалось им получить деньги из выделенных президентом Ильхамом Алиевым из своего фонда средств для обеспечения питьевой водой населенных пунктов страны. На этот раз они уже официально заказали проект «Азерсу», который, согласно одобренному сельчанами проекту, пообещали проложить подальше от села Алпан.

Но обещала одна структура, а провело трубу другое подразделение этого ведомства. И, конечно же, первым делом трубопроводчики решили согласовать все вопросы с местными властями. А известные нам представители местной власти рекомендовали им провести новый водопровод… рядом с селом Алпан. Когда опомнились пробивавшие проект дигяхцы, было уже поздно что-то менять.  

Долго себя ругал потом Давуд муаллим, мол, как это получилось, что замешкался и упустил такой важный момент. Много еще пришлось ему обивать пороги разных чиновников районного и республиканского масштаба, чтобы внести хотя бы незначительные изменения в запущенный уже в ход проект. Правда, далеко от Алпана трубу отодвинуть уже не удалось, но все же… Все это не позволило трубопроводчикам уложиться в смету, и они свернули работы. Пришлось сельчанам вновь скидываться для завершения работ.

Но не только Давуд муаллим и другие аскакалы села внимательно наблюдали за ходом строительства трубопровода. Только поступила в село вода, как в новую, уже пластмассовую, трубу, большей частью уложенную под землей, опять стали врезаться алпанцы. И вновь по команде Гамзаевой, которая и пальца о палец не ударила для реализации этого жизненно важного для сельчан проекта. А сельчане до сих пор не могут понять, как вообще Гызханум Гамзаева стала председателем муниципалитета без их ведома и какие вопросы на этой должности она должна решать. Никто вроде бы за нее не голосовал, более того, на нее жалуются мнимые избиратели, но все без толку.

Более того, эта ханум умудрилась продать, правда, уже самим дигяхцам, даже те участки земли, по которой был на заре советской власти проложен арык, о котором мы упоминали. Ну а новые собственники, конечно же, возвели на этом месте заборы, дома, разбили сады. При этом вся нижняя часть села лишилась по ее воле теперь уже и поливной воды, без которой на этих землях не растет даже зелень.

Нечего сказать, хороша глава муниципалитета, которая оставляет своих «избирателей» без воды - как питьевой, так и поливной. Да, эта земля была муниципальной, и сельчане в принципе не возражают против ее продажи, но арык-то оставить можно было. Не враг же им эта глава муниципалитета? И теперь аксакалы вновь ходят по своим односельчанам с просьбой дать им денег, чтобы восстановить этот арык, который буквально кормит село.

Да, не повезло дигяхцам. У многих их соседей все как у нормальных людей - выбранные ими главы помогают провести дорогу, воду, газ, строить дома и обустраивать села. В худшем случае они стараются хотя бы не мешать самим сельчанам делать что-то полезное. А у них все наоборот. Что ни делают сами дигяхцы для всего села, тут же появляется не избранная ими глава муниципалитета и все оборачивает для собственной выгоды и во вред тем, кто что-то создал.

Может, что другое дигяхцы как-то и перетерпели бы – женщина как-никак, но вот испытания водой они не выдерживают. И никому этого не желают, чего не скажешь о главе их местной власти.