А тут холопы дерутся, а у пана чуб трещит по итогам

Дмитрий Рой, отдел международной политики

Очереди на границе с Казахстаном к этому часу исчезли, на пунктах пропуска не осталось ни одной машины, сообщили в Госпограничной службе Кыргызстана. Продолжавшийся с 10 октября конфликт между Астаной и Бишкеком можно считать исчерпанным?

Собственно, пробки перед КПП исчезли еще 4 декабря, но «зеленые фуражки» Кыргызстана более суток выдерживали паузу. Очевидно, из опасения сглазить благополучное окончание затянувшегося без малого на два месяца конфликта.

Решение которого стало возможным благодаря тому, что 30 ноября президенты Кыргызстана и Казахстана -Сооронбай Жээнбеков и Нурсултан Назарбаев - после встречи в Минске сообщили о договоренности принять дорожную карту по урегулированию ситуации на границе.

Сегодня же официальный Бишкек сообщил, что Кыргызстан отзовет жалобу на Казахстан во Всемирную торговую организацию, поданную из-за возникшего конфликта.

Словом, все вроде бы благополучно завершилось. Астана сочла, что в полном объеме наказала «непутевого соседа» за высказывания его экс-президента, Алмазбека Атамбаева и продемонстрировала добрую волю. В результате чего товары из Кыргызстана в один миг перестали быть «контрабандными», а новый лидер республики, Жээнбеков, был признан казахстанскими элитами вполне договороспособным и рукопожатным. Экономический ущерб, который понес бюджет Киргизии, остался за кадром, и, по всей видимости, будет списан на «обстоятельства непреодолимой силы».

Назарбаев и Жээнбеков

Но, как говорится, «ложечки-то нашлись, а вот осадок остался». Не вдаваясь в подробности стояния на границе между Кыргызстаном и Казахстаном, о котором haqqin.az писал достаточно подробно, необходимо сказать главное – это был первый масштабный административно-экономический конфликт в Евразийском экономическом союзе, членами которого являются и Астана, и Бишкек. И то, как структуры этого интеграционного объединения повели себя в возникшей ситуации – порождает много вопросов. Главный из которых – вопрос о потенции.

Тот же Алмазбек Атамбаев был попросту изумлен: «Меня ошеломило полное безразличие и отсутствие озабоченности по поводу происходящего со стороны руководства стран - членов ЕАЭС и руководства Евразийской экономической комиссии. Им было совершенно наплевать». И руководящие органы Союза, и Москва попросту самоустранились от конфликта, предоставив Астане возможность абсолютно беспрепятственно давить равноправного, как это декларируется, партнера по ЕАЭС.

Впрочем, дикой и ошеломительной эта ситуация выглядит только на первый взгляд. С политической же и правовой точки зрений здесь все вполне логично. Во-первых, ни о каком фактическом равноправии в ЕАЭС речи не идет, и к этому пункту в его документах стоит относиться как к декларации, не более того. Есть «старшие братья» - Москва и Астана.

Есть «младший» - Бишкек. Есть Минск, у которого сугубо специфическое и сложное отношение к ЕАЭС, хотя эти и предпочитают публично не обсуждать. Есть Ереван, который периодически и всегда внезапно начинает скандалить, требуя к себе «особого внимания» и жаловаться на то, что ему постоянно чего-то недодают. Намекая при этом, что «может и уйти», хотя куда и к кому – совершенно не понятно.

Во-вторых, у ЕАЭС попросту нет эффективных механизмов разрешения подобных конфликтных ситуаций. Точнее, есть – но в одном лице. Владимира Владимировича Путина. Который, в свою очередь, не станет по пустякам обострять отношения с Нурсултаном Абишевичем. Ведь тот может и ответить…

Словом, завершение конфликта на границе – это хорошо, особенно для тысяч граждан Кыргызстана, которые, как это всегда и бывает в политических играх, стали крайними. Только вот нет никаких гарантий, что подобный конфликт вновь не вспыхнет завтра. И не обязательно между Астаной и Бишкеком. Во всяком случае, ЕАЭС защиты других своих членов от «старших» по этому объединению не гарантирует. Такая вот интеграционная «дедовщина».