Великое перемирие США с Китаем по горячим следам

Шен Сию, специально для haqqin.az

В торговом конфликте КНР и США найден компромисс - стороны согласовали первую фазу двустороннего экономического договора.

В конце минувшей недели министерство коммерции КНР откровенно порадовало международные рынки, сообщив, что текст первой части экономического и торгового договора между Китаем и Америкой в целом согласован. А значит, в тоннеле противостояния между Вашингтоном и Пекином забрезжил свет.

Твиттер президента США объявил о мире

А спустя несколько часов эту информацию подтвердило и главное американское СМИ, из которого мир привык в последние годы узнавать самые горячие и неожиданные новости – твиттер президента Дональда Трампа. «Мы достигли соглашения об очень крупной сделке по первой фазе [переговоров] с Китаем. Они согласились на множество структурных изменений и на крупные закупки в сфере сельского хозяйства, энергетики и промышленных товаров, и на многое другое», - говорилось в опубликованном в нем сообщении.

Правда, столь важное событие, к которому приковано самое пристальное внимание огромного количества заинтересованных лиц, не обошлось без небольшого скандала. В Wall Street Journal решили слегка приподнять свою репутацию «издания, которому известно больше, чем всем остальным» и жахнули материал с описанием деталей сделки, полученных от якобы «высокопоставленных источников в Белом доме».

Но то ли эксклюзивный источник был так себе, то ли в распоряжении журналистов оказались предварительные черновики, а не рабочие документы – в общем, получилось ни разу не близко к реальности, а совсем наоборот. Хотели как лучше, а вышло как всегда, еще и с ущербом для репутации весьма солидного и уважаемого издания. К сотрудникам которого, извратившим столь деликатную тему, в Белом доме теперь относятся, мягко говоря, с настороженностью.

Впрочем, не будем о проблемах американской прессы, сами пусть с этим разбираются. Куда интереснее условия, на которых Вашингтон и Пекин согласились на великое торговое перемирие. И здесь, действительно, есть на что обратить внимание.

но есть красные линии, которые Си Цзиньпин не переступит

Так, Китай согласился в следующие два года закупить на 200 миллиардов долларов больше дополнительных американских товаров и услуг. В частности, Китай намерен на 32 миллиарда приобрести американской сельскохозяйственной продукции – то есть, примерно на 16 миллиарда больше, чем в 2017-м, к американским фермерам и зерновым трейдерам накануне Рождества пришел большой Праздник.

США, в свою очередь, намерены серьезно изменить систему таможенных тарифов на китайский импорт. Так, Вашингтон оставит в силе 25% торговых пошлин, которые затронут объем экспорта китайских товаров на 250 миллиардов долларов, но вдвое - до 7,5% - понизит действующие пошлины, которые затрагивают товары китайского экспорта объемом 120 миллиардов долларов. Как ожидается, пониженные ставки вступят в силу через 30 дней, после подписания соглашения.

Разумеется, только увеличением закупок и тарифами соглашение не ограничивается, вопросы эти во многом носят технический характер и не стоило из-за них торговую войну начинать. Куда важнее другая часть американо-китайских договоренностей. Которая, если верить словам представителей США, предусматривает «структурные реформы в сферах защиты интеллектуальной собственности, технологических трансферов, сельского хозяйства, финансовых услуг, валютного обмена».

В американской трактовке этой части великого торгового перемирия все выглядит как огромная победа Вашингтона – в конце концов, именно такого поведения от Пекина американцы долгое время и добивались, считая это своей стратегической целью в XXI веке. Трамп, и министр финансов Стивен Мнучин, и торговый представитель США Роберт Лайтхайзер могли бы хлопнуть по несколько порций виски со словами «мы их сделали».

Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ и министр финансов США Стивен Мнучин - главные творцы великого торгового перемирия

Но есть все основания сомневаться, что позиция Пекина выглядит именно так, как это представляет американская сторона. Никакие «структурные реформы» под нажимом США в планы руководства КНР не входили и не входят. Это те самые «красные линии», за которые Си Цзиньпин никогда не переступит. Изобразить что-то декоративное – с великим китайским удовольствием, дать согласие на участие в специальном органе для разрешения торговых споров, где дискутировать можно до бесконечности – всегда пожалуйста. Даже принять несколько законов, исключительно для цитирования на переговорах с Вашингтоном – никаких проблем. Но на этом границы уступок Пекина заканчиваются - и начинается Великая китайская стена.

В этой позиции руководства КНР – вся суть наметившегося великого торгового перемирия между Америкой и Китаем. Речь здесь не о тарифах и объемах закупок – речь о том, что Вашингтон стремится к всестороннему сдерживанию своего глобального конкурента в XXI веке. С чем этот конкурент мириться совершенно не желает, но пока вынужден демонстрировать податливость и гибкость на переговорах. Великое торговое перемирие – новость для мировой экономики, безусловно, отрадная. Но уже сейчас нужно готовиться к тому, что долго оно не продлиться. Неурегулированных и острых вопросов, каждый из которых – готовый повод для нового этапа американо-китайской экономической войны, остается более чем достаточно.