Приказано выжить главная тема, все еще актуально

Эйнулла Фатуллаев

Трагическая ситуация вокруг пандемии в мире, особенно в последние дни, наглядно продемонстрировала практически безукоризненную и четко выверенную стратегию, избранную азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым в борьбе с новым мировым злом. Безусловно, речь идет о разыгравшейся трагедии в пределах всей планеты, чудом выдерживающей в последние полвека демографический взрыв, обусловленный системой ядерного паритета.

О философии проблемы

Да, жажда мирового господства двух антагонистических систем вывела человеческое развитие на такой абсолютный уровень информационно-технологических революционных инноваций, что теория Гоббса «войны всех против всех» не выдержала испытание временем цивилизационного развития. И вопрос не в воплощении абсолютной мечты британского мечтателя – во многих государствах так и не достигли общественного договора, что могло разрешить главную проблему перенаселения. В марксистском понимании социального кризиса – избытка населения по отношению к средствам производства и к спросу на рабочую силу.

Современный постлиберальный мир далек от совершенной формы демократического развития – социал-либерализма, достигнутого на пике либеральной постмодернистской глобализации, всемирной унификации на основе новой западной политической реформации. Социально-политическое и научно-технологическое развитие человеческой цивилизации достигло такой высочайшей механической совершенной формы, что иссякли творческие силы в самом обществе. Кульминация этого цивилизационного развития пришлась на эпоху господства западной транснациональной финансовой олигархии. И сопутствующего этому господству кризиса перепроизводства и кризиса перенакопления.

Главная проблема либеральной глобализации заключалась в унификации и абсолютной интеграции, нарушивших естественность и самодостаточность национальных социокультур, которым порой насильственным образом прививались культурологические парадигмы нового либерального века. Речь шла, скажем, о новой форме империализма – культурном империализме. Что вызвало ответную естественную реакцию – культурологический реваншизм.

На нашей планете произошло нарушение равновесия. Реваншистским настроениям в патерналистских обществах с хрупкой государственностью, привязанным к чуждой им по своей природе либеральной западной системе, способствовал и последующий кризис и девальвация западных политических ценностей. Проснулась историческая память, или генетический код. То есть вместо либерал-социализма скандинавского типа, которым грезили традиционалистские общества, мир столкнулся с угрозой либерал-империализма.

Новые агрессивные войны за рынки сбыта, сулящие фантастическую прибыль углеводороды и сферы влияния, порожденные девальвацией западных ценностей и торжеством либерал-империализма, подтолкнули многие страны к ревизии самой либеральной модели. Автаркия и автократия стали своего рода защитными механизмами на пути всепроникающего либерал-империализма. Западный ценностный крах, вызывавший перманентные галопирующие экономические кризисы, вылился в глобальный политический пожар – на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Африке. В этом пожаре рухнула и единая либеральная западная интеграционная конструкция. Весь этот неожиданный хаотический процесс и привел к политическому регрессу – реставрации мирового порядка периода холодных войн с участием новых геополитических игроков, новому философскому восприятию проблем будущего политического развития, параличу и распаду регуляторов-гарантов мирового порядка, полному коллапсу системы паритетов, сдержек и противовесов.

И во время активного поиска путей дальнейшего развития и преодоления тактического тупика, в котором оказалось перенаселившее планету человечество, на мир обрушилось еще одно коварное и страшное испытание – пандемия коронавируса. Мир сделал еще несколько шагов назад, оказавшись на задворках постиндустриального, обособленного общества с разорванными экономическими узами. Мир обрушился. Словно и не было глобализации.

Наряду со всем миром, и в Азербайджане задались естественным вопросом – как жить дальше? Как выжить сегодня? Впервые за долгие десятилетия каждой стране пришлось самостоятельно выбираться из-под обломков вмиг рухнувшей мировой экономической системы. Нам предстояло ответить еще на один сугубо философский вопрос – а как вообще жить?!

Как выживает Азербайджан

С первых же дней пандемии Азербайджан, как и абсолютное большинство стран мира, оказался перед непростым ценностным выбором, трудной дилеммой – жизнь людей либо стабильность экономики?! Хотя перед этим колебанием, определяющим стратегическое развитие страны на долгие годы, не устояла даже Швеция. В угоду экономики призывали лидеры таких крупнейших стран, как США, Бразилия, Великобритания… И близоруким популизмом жертвовали жизнью десятков тысяч невинных людей.

Сегодня многие рассуждают о жизнеспособности «шведской модели» противостояния пандемии. Так ведь стабильное и поступательное развитие этих экономик покоится на жизни тысяч погибших людей.

С первого дня президент Азербайджана избрал гуманистический подход, открыто объявив в своей политической декларации, что ни при каких обстоятельствах не принесет жизнь и одного человека в жертву на алтарь сиюминутных экономических интересов и политических дивидендов. В борьбе с напастью, которую все еще не успели понять лучшие умы мировой молекулярной биологии, Азербайджан избрал ценностный подход этического гуманизма. Мощь экономики должна опираться не на смерть тысяч безвинных людей, а на ценностные ориентиры, которые станут путеводной звездой азербайджанского общества. Вот какую идейно-политическую концептуальную платформу выдвинул азербайджанский президент.

Алиев оказался прав. Жизнь это показала. Впоследствии этот принцип приняло абсолютное большинство государств, отказавшись от сиюминутных экономических интересов и стабильности развития. На кону была жизнь самой нации. Азербайджанская власть взяла на себя все бремя социальной ответственности, установив жесткую изоляцию всего общества, в результате которого правительству удалось локализовать разгорающуюся эпидемию. Возможно, в первых решениях и действиях правительства были поспешные выводы и ошибки, однако с таким глобальным вызовом и угрозой жизни наций человечество не сталкивалось со времен далекой Первой мировой войны. Что и говорить, если обладающая одной из самых эффективных и развитых систем медицины страна мира – Государство Израиль не застраховало себя от ошибок. Поспешная либерализация карантинных мер обернулась новой волной эпидемии.

Однако азербайджанская власть в эти сложные дни выстраивала качественно иную систему здравоохранения, способную принять новый неожиданный вызов наступающей агрессивной болезни. И самое важное - президент Ильхам Алиев с первых дней своим личным примером и человеческой отвагой укреплял общественную солидарность, придавал моральную силу людям в противостоянии в условиях немыслимого для инновационного века существования в тисках вынужденного отчужденного жесткого карантина. Как же важен и показателен в этот трудный час фактор личной борьбы лидера нации! Президент не прятался в бункерах и изолированных кабинетах. Он ежедневно в гуще врачей вместе с общественными силами боролся с вирусом, укрепляя медицину, воссоздавал качественно новую, адаптированную к борьбе с новым злом систему здравоохранения.

Буквально в самое кратчайшее время Ильхам Алиев открыл 10 модульных больниц, отвел в общей сложности 46 больниц для лечения пораженных людей. Увы, то, что должны, нет! – обязаны были сделать некоторые чиновники, исполнил сам президент. Лидер взял удар на себя.

Если в самом начале пандемии в Азербайджане было всего 6 лабораторий, то сейчас численность лабораторий может поразить воображение самых развитых стран региона – 31 лаборатория. И это не предел. Ильхам Алиев обещает довести число лабораторий до 45! Президент не забывал и об инновационных разработках.

По инициативе президента в кратчайшие сроки наладилось массовое масочное производство, общественное сознание, наконец, убедили в необходимости защитной реакции. Азербайджанцы были всегда вдалеке от бушующих в юго-восточной Азии различных эпидемий. И народ надо было убедить в нарастающей опасности. В которую никто не верил. Не хотел верить. И даже принять. Но президент убеждал, повторял, внушал… Он боролся за жизнь каждого человека. Словом, на наших глазах И.Алиев денно и нощно боролся за жизнь нации, развернув широчайший фронт борьбы. Да, в этой неравной борьбе с новой чумой, словно восставшей из пепла средневековья, в героической схватке погибали врачи, но в Азербайджан один за другим прибывали самолеты с кубинскими (именно кубинские врачи прославились в борьбе с Эболой и завоевали большой опыт в борьбе с коронавирусом в Италии), итальянскими, российскими, турецкими, китайскими врачами…

Вместо резюме

Коронарежим – всеобщее бедствие, вероятно, и метафизическое, но новое глобальное крушение, разрушающее всю мировую экономику. Увы, как уверяют лучшие ученые умы после победы над бактериальными инфекциями, человечество неспособно противостоять наступлению вирусов. Человек - слабейший в природе. И наш иммунитет все еще не способен дать ответ на новую инфекцию. А вот эта маленькая невидимая инфекция, как злая исполина, вполне способна уничтожить не только человеческий организм, но и все человеческое общество. Ведь мир после многовекового развития остановился на историческом материализме, при котором духовные ценностные ориентиры в силу жестокого развития капиталистической системы, кровопролитной борьбы человека за власть и капитал уступили место новому базису – социально-экономическим отношениям. Нарушен искомый принцип сосуществования людей во всем мире. И экономические узы будут разрушаться до тех пор, пока человечество не научится жить в новых условиях перманентного наступления пандемии, которая не оставит нас в ближайшие годы. Однако перезагрузка всех общественных отношений может наступить только лишь после переоценки ценностей. После возвращения к отправной и опорной точке… И к этому призывает современный мир один из нынешних лидеров Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своих рассуждениях о справедливом, равноправном и качественно новом миропорядке. Вот только в этом случае можно говорить о единстве многообразного человеческого организма. Который, искренне надеюсь, победит и это зло…