Анкара в Кабуле выходит из тени актуальный комментарий

Икрам Нур, автор haqqin.az

Перед визитом в Азербайджан министр обороны Турции Хулуси Акар встретился с маршалом Абдул-Рашидом Дустумом, членом Верховного совета правительства и Совета национальной безопасности Афганистана.

Маршал Дустум для Анкары не чужой. С 1992 по 1996 год он был тем афганским полевым командиром, которого поддерживала Турция в этой стране. А тесная дружба маршала с сотрудником MIT Кашифом Казиноглу, скончавшимся во время следствия по делу «Эргенекона» 14 ноября 2011 года, позволяла Анкаре быть в курсе всего происходящего в Афганистане.

маршал Дустум для Анкары не чужой

Кабул всегда был интересен Турции. Современные отношения двух стран начались с афгано-турецкого договора, подписанного в Москве Юсуфом Кемалем и Рызой Нуром со стороны кемалистов и Мехметом Вели Ханом со стороны Афганистана 1 марта 1921 года.

Согласно этому документу, Турция признавала независимость Афганистана, страны обязались оказывать помощь друг другу в случае нападения на одну из сторон, устанавливались дипломатические отношения, а в Кабул отправились турецкие офицеры и гражданские преподаватели для подготовки национальных кадров.

Впрочем, до начала 90-х годов сотрудничество между двумя странами не отличалось особой интенсивностью. «Кабул интересен, но он был слишком далеко. Да и у Турции хватало других задач», - говорят сегодня турецкие эксперты. Все изменилось после падения режима Наджибуллы и начала нового витка гражданской войны в стране. С 1992 по 1996 год турецкая помощь Кабулу составила 9,6 миллионов долларов, а ситуация в Афганистане все более привлекала внимание Анкары.

Кульминация наступила 1 ноября 2001 года, когда правительство Турции приняло решение об отправке в Афганистан отряда специального назначения - в соответствии с союзническими обязательствами по НАТО и резолюциями Совета Безопасности ООН №1378 и №1373. С июня 2002 по февраль 2003 года, а затем в феврале — августе 2005 года Турция возглавляла Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF).

Но и здесь Анкара пошла особым путем. Турецкий контингент не участвовал в боевых действиях и не нес потерь на поле боя, поскольку Анкара сделала упор на продвижение своей «мягкой силы» в этой стране, предоставление гуманитарной помощи и запуск экономических проектов.

Свою роль сыграла и принадлежность турок к ханафитскому мазхабу ислама суннитского толка, общему для большей части населения Афганистана, а также гибкий подход турецкой стороны к происходящему в стране.

В ноябре 2006 года, через несколько месяцев после визита президента Афганистана Хамида Карзая в Анкару, Турция получила право на создание Команды по восстановлению для провинции Вардак, находящейся к западу от Кабула. Это уникальное подразделение состояло из Гражданского руководства, куда входили специалисты МВД, министерств сельского хозяйства и образования, Турецкого агентства развития и сотрудничества и Командования военными единицами, состоявшего из 29 гражданских и 79 военных специалистов.

Анкара сделала упор на продвижение своей «мягкой силы» в Афганистане

В компетенцию Команды входили реформы администрации, суда, системы образования и здравоохранения, подготовка афганских полицейских и военных, проекты по развитию инфраструктуры, общественные работы и улучшение уровня жизни населения. Результатом ее деятельности с 2006 по 2010 год стала реализация в провинции Вардак примерно двухсот проектов на общею сумму в 30 миллионов долларов.

Был построен Центр по подготовке и обучению полиции, налажено выращивание овощей и фруктов на экспорт в другие провинции, что позволило покончить с производством опиумного мака в Вардаке, реализованы проекты в здравоохранении, образовании, строительном деле и развитии инфраструктуры.

Опыт был признан успешным, и в мае 2010 года была создана вторая Команда по восстановлению. На этот раз – в северных провинциях страны, Джаузджан и Сари-Пуль. Направление ее деятельности было несколько отличным от того, что делали турки в Вардаке. Здесь упор был сделан на раздачу местному населению продовольствия в праздничные дни, строительство и реконструкцию спортивных объектов, техническое оснащение административных и образовательных учреждений и снабжение их питьевой водой, развитие культурной сферы и досуга для женщин и молодежи.

Всего в 2002 - 2014 годах Турция оказала помощь Афганистану почти на миллиард долларов – на $949,9 миллиона для любителей точных цифр. Будучи единственной мусульманской страной НАТО, Турция сумела сохранить и приумножить свое влияние в стране, а турецкий бизнес стал играть заметную роль в экономике Афганистана. По данным на октябрь 2015 года, в стране действовало 127 турецких компаний, 90% которых занимались строительством.

Кроме этого, Турция занималась подготовкой кадров для афганской армии. В 2009 - 2013 годах турки обучили 17,5 тысячи солдат для афганских сил безопасности, причем 3,5 тысячи из них прошли обучение в самой Турции. Кстати, интересен один эпизод, с этим связанный. Специалисты из других стран НАТО столкнулись с большим количеством малообразованных курсантов, не владевших английским языком. Турки решили этот вопрос, переведя обучение на дари, который знает большое количество жителей Афганистана разных национальностей.

по данным на октябрь 2015 года, в Афганистане действовало 127 турецких компаний, 90% которых занимались строительством

К сегодняшнему дню, в итоге, Анкара – подозреваю, что неожиданно для остальных, – стала одним из влиятельных акторов в Афганистане, без медийной шумихи наращивающим здесь свое присутствие. Ее деятельность в стране закладывает фундамент прочных связей в будущем и обеспечивает долгосрочное присутствие в этом государстве.

Афганский вектор внешней политики Турции позволяет ей держать руку на пульсе ситуации в одной из самых горячих точек региона Ближнего и Среднего Востока, а заодно и ставит ее в один ряд с великими державами, традиционно являющимися основными участниками и инициаторами урегулирования кризисных ситуаций.

С этой точки зрения Анкару можно поздравить – все ее вложения в Афганистан полностью окупились. И теперь будут приносить политическую и экономическую прибыль.