Гробы к 9 Мая о последней ситуации в Украине

Леонид Швец, автор haqqin.az

И Владимир Зеленский, и украинский Генштаб сообщили, что наступление российских войск в Донбассе, о котором было столько разговоров, началось. Однако пока нет никаких свидетельств глубоких прорывов бронетанковых клиньев, захвата одного за другим населенных пунктов – всего того, что характеризует большое наступление. Впереди еще не одно тяжелое сражение, и, возможно, то, что сейчас мы наблюдаем, является пока тем, что военные называют разведкой боем, хотя бои на всей протяженности фронта на востоке Украины ни на день не прекращались с самого начала войны 55 дней назад. Правда, тогда у российского командования и планы были другие.

Впереди еще не одно тяжелое сражение, и, возможно, то, что сейчас мы наблюдаем, является пока тем, что военные называют разведкой боем

Если в начале войны задачей российских сил в Донбассе было сковать наиболее боеспособные украинские части и тем временем прорваться с севера к Киеву, Чернигову, Сумам и Харькову и сходу захватить их, одновременно взяв Херсон, Николаев и Одессу, то теперь цель коренным образом изменилась. Не справившись с первоначальными планами, в Москве посчитали, что необходимо одержать одну большую впечатляющую победу, и это должен быть разгром восточной группировки украинских войск, с выходом на те самые административные границы Донецкой и Луганской областей, в которых Кремль обязался обеспечить независимость «народных республик». Активность же на юге и в районе Харькова призвана оттягивать на себя значительную часть украинских подразделений, чтобы те не могли прийти на выручку на Донбасс.

Для осуществления наступления с последующим окружением украинской группировки российское командование подтянуло до 80 батальонно-тактических групп, численностью от 600 до 1000 человек в каждой. Это весьма немалое количество войск, если учесть, что количество украинских солдат здесь оценивается в 40-45 тысяч, а у русских имеется преимущество в огневой мощи, в том числе за счет авиации. С другой стороны, для решающего превосходства над глубоко окопавшимся в обороне противником, да еще в ситуации, когда надо, по условиям задачи, создать внутреннее кольцо окружения и внешнее против деблокады, двойной перевес недостаточен. Но русские спешат, их подгоняют начальство и сроки: к 9 мая наверх нужно доложить о грандиозной победе. Генералы не могут себе позволить испортить праздник Кремлю, и Кремль не может позволить генералам испортить ему праздник.

Российское командование подтянуло до 80 батальонно-тактических групп численностью от 600 до 1000 людей в каждой

Именно это обстоятельство привело к тому, что наступление в каком-то виде предпринято, несмотря на дождливую погоду, которая резко ограничивает возможности танковых маневров на раскисших украинских черноземах, и не дожидаясь сдачи Мариуполя. Его защитники в очередной раз отказались сдаваться. Героическая оборона этого города отвлекает на себя немалые силы, не позволяет установить сухопутный коридор из России в Крым с дополнительными возможностями снабжения войск. В результате с юга, из района Гуляйполя, знаменитой родины Нестора Махно, навстречу изюмской группировке русские пытаются вести бои относительно небольшими силами, явно недостаточными для сильного рассекающего удара.

Мариуполь, помимо сковывания больших сил противника, выполнил еще одну важную задачу: в боях за город были сильно потрепаны элитные части российской морской пехоты. А после того, как удар по десантным кораблям в порту Бердянска потопил один из них и повредил пару других, а противокорабельные ракеты «Нептун» пустили на дно флагман Черноморского флота крейсер «Москва», фактически снят с повестки вопрос морского десанта на Одессу.

Мариуполь, помимо сковывания больших сил противника, выполнил еще одну важную задачу: в боях за город были сильно потрепаны элитные части российской морской пехоты

Война есть война, и давать по ее ходу однозначные прогнозы - дело неблагодарное. Российской мощи уже без малого два месяца успешно противостоит куда более тактически гибкое украинское военное руководство, и к этому наступлению оно тоже со своей стороны готовилось, получая немалую западную помощь. Несомненно одно: в ближайшие недели и без того слабо мотивированная российская армия понесет в Донбассе и в прилегающих районах огромные потери, и неизвестно, достигнет она значительных территориальных успехов или нет. Стремление украинского народа изгнать захватчиков со своей земли никуда не денется. Останется ли после этого желание у российских солдат умирать за политическую авантюру?