Эрдоган продал Путину «палочку-выручалочку» наше послесловие, все еще актуально

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели переговоры в Сочи. Встреча длилась более 4 часов.

Как ни парадоксально, но самое интересное, а именно политическая часть переговоров двух лидеров, оказалась и самой пресной. Эрдогану нужно было обеспечить нейтралитет Москвы в Сирии и ее гарантии по сделке с зерном – и он их получил. Заодно по инициативе турецкой стороны обсудили и Ливию, поскольку турецкий президент крайне заинтересован, чтобы российские наемники там не сорвали наметившиеся переговоры по развитию мирного процесса.

По всем этим вопросам российский президент был крайне уступчив. И даже отметил, что «Турецкий поток» работает исправно и без сбоев, за что европейские партнеры должны благодарить Турцию». По словам Владимира Путина, этот газопровод остался единственным маршрутом, через который поставки в Южную Европу идут без каких-либо происшествий и ограничений. А совсем не так, как это происходит на других направлениях.

Друг Эрдоган прилетел в Сочи с «палочкой-выручалочкой» для российской экономики, и друг Владимир Путин с радостью готов был ее приобрести, не особо обращая внимание на цену

Такая уступчивость российского президента, обычно использующего любую зацепку для того, чтобы отчаянно поторговаться, выглядела странной. Впрочем, лишь до того момента, когда турецкий лидер не начал говорить об экономической составляющей российско-турецкого партнерства.

Эрдоган согласился резко нарастить экономическое сотрудничество и объемы взаимной торговли с Россией, и это самое важное, что хотел от него услышать Путин. Да, есть немножко Казахстана, Китая, Индии, есть некоторые арабские и африканские государства – но отношения с ними остаются достаточно неопределенными. И потому именно Турция становится той единственной и полноценной калиткой, через которую можно наладить поток «серого» экспорта-импорта.

Покупать товар в России, а затем продавать его под видом турецкого – схема вполне себе рабочая. Конечно же, вопрос о цене, вряд ли турки будут покупать этот товар по рыночным ценам, им просто нет резона этого делать, но это не смущает Москву, ведь совсем недавно они продавали нефть Китаю и Индии с огромным дисконтом. И продолжили бы это делать, если бы мощности по переработке российской нефти в этих странах не оказались перегруженными.

Второй аспект этого вопроса не менее важен – Турция будет поставлять России товары, которые раньше Москва по всему миру закупала сама. В таких условиях возникновение торгового дисбаланса – вопрос времени. И со временем Турция станет кредитором России, поставляя ей больше, чем получая от нее.

Россия призывает правительство Эрдогана разрешить ей покупать доли в турецких нефтеперерабатывающих заводах, нефтяных терминалах и резервуарах. Надеясь, что это поможет ей скрыть происхождение ее нефтяного экспорта после того, как в следующем году полностью вступит в силу нефтяное эмбарго Европейского союза

Частично эта проблема решается путем перехода торговли на национальные валюты. Вчера в Сочи договоренность об этом была достигнута, но как-то ограниченно – за рубли только газ и только частично. Но Москва предпочитает пока об этом не задумываться, решив, видимо, что как-то все само собой образуется. Более того, она рассчитывает, что в качестве «палочки-выручалочки» Анкара пойдет и дальше.

По некоторым данным, Россия призывает правительство Эрдогана разрешить ей покупать доли в турецких нефтеперерабатывающих заводах, нефтяных терминалах и резервуарах. Надеясь, что это поможет ей скрыть происхождение ее нефтяного экспорта после того, как в следующем году полностью вступит в силу нефтяное эмбарго Европейского союза.

Также Москва обратилась к Анкаре с предложением о том, чтобы несколько государственных турецких банков открыли корреспондентские счета для крупнейших российских банков. А также о том, чтобы российским промышленным производителям было разрешено работать за пределами свободных экономических зон в Турции.

Анкара не ответила ни «да», ни «нет», поскольку сейчас тщательно взвешивает все выгоды от этих предложений и возможные риски от них, связанные со вторичными санкциями Запада. Какое решение в итоге будет принято – покажет время, но сам факт того, что российская сторона активно об этом просит, уже определяет особое место Турции в российско-турецком диалоге.

И в этой связи совершенно не вызывает удивления тот факт, что в принятом вчера совместном заявлении двух президентов совершенно не упоминается Карабах. Это тоже часть цены, которую Москва платит за предложенную ей турецкую «палочку-выручалочку», а потому и сказать ничего по данной теме не хочет.