Уничтожается уникальный лес площадью 150 гектаров мы бьем в набат!

Мурад Самедов, собкор

Летом прошлого года редакция haqqin.az совместно с экологической организацией Ecofront организовала общественную кампанию по спасению уникального леса вблизи села Хафтони Ленкоранского района.

Вкратце напомним цепь событий, ставших причиной кампании экологического протеста. После того, как Министерство экологии и природных ресурсов передало одному из крупнейших производителей чая, компании Beta Tea, 42 гектара лесных массивов, на выделенных ей землях началась вырубка деревьев. После чего независимые экологи установили, что компания незаконно вырубила на площади в шесть гектаров сотни деревьев, среди которых были занесенные в Красную книгу демирагаджи («Железное дерево»).

Глава Ecofront Джавид Гара заявил, что случаи уничтожения лесных массивов под видом восстановления лесов активизировались после 2017 года

В результате последовавшего мощного общественного резонанса Министерство экологии было вынуждено расторгнуть договор с компанией Beta Tea, и уникальный лес был спасен от уничтожения.

Но, как выяснилось, рядом с этим участком были варварски уничтожены леса на площади свыше 150 гектаров. Об этом вопиющем факте редакции haqqin.az сообщил Джавид Гара, глава организации Ecofront.

Согласно документам, которые он представил, в 2020 году Министерство экологии заключило договор с неким Руфатом Рагим оглу Гасанзаде о передаче ему в аренду 100 гектаров свободной от деревьев территории лесничества Хафтони «для проведения работ по восстановлению лесного массива».

Однако расследование, проведенное специалистами-экологами организации Ecofront, установило, что на переданных в аренду площадях, расположенных неподалеку от лесного участка, который год назад удалось спасти от топоров компании Beta, произрастали уникальные виды деревьев, занесенные в Красную книгу.

Уничтоженная часть леса Хафтони

«Участок был передан Руфату Гасанзаде, который приходится сыном Рагибу Гасанзаде, более известному в районе как «Асфальт Рагиб», - рассказал Джавид Гара. - Я не берусь утверждать, что именно он планирует сделать с очищенным от деревьев участком, возможно, будет выращивать на нем лимоны или персики».

Глава Ecofront добавил, что Руфат Гасанзаде нарушил условия договора, заключенного с Министерством экологии, захватив дополнительно 30 гектаров территории.

«По нашим подсчетам, лесные массивы, а также молодые деревья и кустарники были уничтожены на территории в 150 гектаров, хотя в аудите, проведенном специалистами Министерства экологии, о вырубке реликтовых деревьев нет ни слова, - отметил Джавид Гара. - В данный момент Министерство хочет аннулировать договор об аренде, но не может открыто заявить, что Руфат Гасанзаде, с которым был заключен контракт на проведение работ «по восстановлению лесного массива», уничтожил уникальные деревья.

Приказ Министерства экологии о передаче части леса Руфату Гасанзаде

Ведь в этом случае всплывет наружу тот факт, что Министерство экологии незаконно передало частному арендатору не безлесую территорию, а лесной массив. В результате юристы Минэкологии пытаются расторгнуть договор на том основании, что арендатор незаконно захватил 30 гектаров территории, но сталкиваются с сопротивлением «Асфальта Рагиба» и его покровителей».

Глава Ecofront добавил, что случаи уничтожения лесных массивов под видом восстановления лесов активизировались после 2017 года.

«Раньше срок аренды лесных массивов не мог превышать десять лет, - рассказал Джавид Гара. - В результате предпринимателям не было смысла вкладывать средства в уничтожение лесов, чтобы разбить на их месте фруктовые сады и плантации. Но затем срок аренды подняли до 49 лет, и это в корне изменило ситуацию: учитывая, что официальная стоимость аренды одного гектара такой земли составляет всего 26 манатов в год, случаи уничтожения лесов многократно возросли».