Блинкен едет в СССР, чтобы покончить с Россией главная тема, все еще актуально

Зухра Новрузова, спецкор по странам Средней Азии

Госсекретарь США Энтони Блинкен 28 февраля посетит Казахстан, где примет участие в министерской встрече формата C5+1 с представителями всех стран Центральной Азии. Затем он отправится в Узбекистан на переговоры о «дальнейшем развитии партнерства по ряду двусторонних и региональных вопросов».

Сам факт визита в Казахстане длительное время не опровергали, но и не подтверждали. По вполне прозаической причине: формат C5+1, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан плюс США - штука пока весьма еще неустойчивая и зыбкая. Стоит хоть одной центральноазиатской республике его по тем или иным причинам проигнорировать, и весь формат разлетится.

Проблема Блинкена заключается в том, что чего-то настойчиво требовать от своих собеседников из Центральной Азии, как и давить на них и выкручивать руки, государственный секретарь не может

Поэтому американские дипломаты и их коллеги из государств Центральной Азии предпочли не спешить с анонсами, чтобы не сглазить. Как видим, все срослось, и государственного секретаря США ожидает несколько интересных дней плотного общения с двумя лидерами региона – сначала с Касым-Жомартом Токаевым, а после вылета в Ташкент - с Шавкатом Мирзиёевым, а также с министрами иностранных дел центральноазиатских республик.

В Государственном департаменте США уже заявили, что «встреча C5+1 будет посвящена укреплению экономического, энергетического и экологического сотрудничества, а также взаимодействия в области безопасности между США, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан».

Во что не верится категорически. Поскольку речь в первую очередь пойдет о соблюдении государствами региона антироссийских санкций. Все они неоднократно заявляли о том, что эти санкции обходить не будут. Но Восток – дело тонкое, и у всех центральноазиатских республик за год после российского вторжения в Украину резко вырос товарооборот с Москвой. Причем без всяких на то объективных причин вроде роста темпов производства.

Правящие элиты в Центральной Азии будут не только всячески избегать осложнений с Москвой, но и подчеркнуто демонстрировать ей свое дружелюбие.

Объяснение этому «экономическому чуду» может быть только одно – параллельный импорт, то есть поставки в Россию через центральноазиатские государства товаров, запрещенных к продаже российской стороне. То есть это повторение «белорусского чуда» 2014 года, когда после введенных против России санкций за аннексию Крыма в Беларуси внезапно приключился необычайный урожай цитрусовых и ананасов, а также на редкость хороший прирост дали «местные» лосось, форель и креветки.

Проблема Блинкена заключается в том, что чего-то настойчиво требовать от своих собеседников из Центральной Азии, как и давить на них и выкручивать руки, государственный секретарь не может. В Мюнхене он попытался сделать это с заведующим канцелярией Комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И. Но нарвался на жесткое напоминание о том, что Китай – суверенная страна и в полном праве решать целый ряд вопросов абсолютно самостоятельно, не спрашивая американских советов.

С государствами Центральной Азии будет не менее сложно, поскольку для американцев сейчас очень важно регион не вспугнуть. Не стоит забывать, что Штаты заходят туда уже во второй раз, причем в первый они покидали те же Кыргызстан и Узбекистан со скандалом, не удержавшись от попыток создать там немного управляемого хаоса. Память на Востоке у всех долгая, поэтому пережать в диалоге для американцев может оказаться чревато.

В Центральной Азии все еще свежи в памяти беспорядки в Андижане

К тому же никуда не делся высокий уровень экономических связей государств региона с Россией. И хотя они не прочь эту зависимость сократить и даже начинают предпринимать соответствующие шаги, но процесс диверсификации займет достаточно серьезный промежуток времени, в период которого правящие элиты в Центральной Азии будут не только всячески избегать осложнений с Москвой, но и подчеркнуто демонстрировать ей свое дружелюбие.

Впрочем, для американцев есть и хорошие новости. Решение дистанцироваться от Москвы с ее непредсказуемостью, имперским мышлением и завышенными амбициями для государств региона является вполне продуманным и будет осуществляться неукоснительно. Поэтому сейчас как никогда Центральная Азия открыта к предложениям других внешних игроков.

И если они окажутся вполне приемлемыми, то шансы на то, что их благосклонно примут, весьма высоки. А если они позволят государствам региона использовать в свою пользу противоречия между Китаем и США, то их вообще воспримут с восторгом.

Что же касается призывов Москвы к центральноазиатским странам «быть бдительными» в контактах с американцами, то предлагаю опять вернуться к тезису о том, что у Востока долгая память. И если в России забыли, а ведь наверняка уже забыли, то в регионе прекрасно помнят о том, кто распахнул американцам двери в Центральную Азию, когда они готовили операцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане в 2001 году. И прекрасно помнят, как из первого кабинета в Кремле звонили Аскару Акаеву и Исламу Каримову с просьбой дать разрешение на открытие военных баз США в Кыргызстане и Узбекистане.

Поэтому к «предостережениям» Москвы по поводу американцев в Центральной Азии здесь отношение весьма скептическое. Регион сегодня вполне в состоянии сам решать, с кем ему вести диалог, ожидая советов из Москвы. А если таковые поступают, то здесь умеют пропускать их мимо ушей с соблюдением всех правил дипломатического приличия.