Удар по связке Кремль – Хамети
Власти Судана в последние месяцы допросили несколько десятков россиян, работающих в одной из золотодобывающих компаний, по делу о контрабанде золота. В феврале по распоряжению властей был закрыт завод этой компании. Наблюдатели отмечают, что последние действия Хартума могут осложнить реализацию планов Москвы в этой африканской стране.
Вопрос о том, быть или не быть российской военно-морской базе в Судане, является сейчас одним из самых дискутируемых в этой африканской стране. От суданских властей не укрылось то, что в продвижении этого вопроса Москва сделала ставку на заместителя председателя Суверенного совета Судана Мохаммеда Хамдана Дагало, он же Хамети, с которым лично встречался Сергей Лавров во время недавнего визита в Судан.
И здесь просто необходимо напомнить, что Хамети – не просто полевой командир, в подчинении которого находятся им же созданные и на его средства содержащиеся отряды Сил быстрой поддержки (RSF), которые Хартум достаточно безуспешно пытается интегрировать в состав вооруженных сил Судана. Хамети – еще и крупный бизнесмен, контролирующий большую часть золотодобывающей промышленности страны.
В 2019 году он сделал громкое заявление о том, что «мафия активно спекулирует долларами и золотом, и она зарабатывает деньги на поте суданского народа», забыв, правда, при этом добавить, что после того, как в 2017 году отправил в тюрьму своего конкурента и бывшего друга, такого же полевого командира и по совместительству торговца золотом Мусу Хилала, сам стал одним из столпов этой мафии, через свою компанию al-Junaid контролируя 40% торговли суданского золотого экспорта.
За первые девять месяцев 2022 года (более свежих данных суданский Центральный банк не публиковал) страна экспортировала около 27 тонн золота на общую сумму около 1,6 миллиарда долларов. При этом правительство Судана заявляет, что около 80% золота переправляется контрабандой, не попадая ни в какие отчеты, и прибыль от этого оседает в карманах таких, как Хамети.
В этом одновременно его и сила, и слабость. С одной стороны, огромные доходы, позволяющие содержать небольшую личную армию. С другой - отними у него золотоносные рудники и заводы, а в Судане достаточно влиятельных лиц, готовых это сделать, и золотая империя Хамети рухнет. А он в самом лучшем для него случае превратится в простого бизнесмена. Хотя и это вряд ли, нравы в суданских элитах таковы, что людей типа Хамети после их поражения в живых предпочитают не оставлять.
Так что атака официального Хартума на принадлежащую Хамети одну из крупнейших в Судане золотодобывающих компаний al-Sulaj Mining Ltd выглядит вполне логичной.
С одной стороны, атака на нее позволяет нанести удар по связке Кремль - Хамети, поскольку al-Sulaj Mining Ltd была очень тесно связана с бизнес-подразделением ЧВК «Вагнер», в частности, с российской M-invest, и проводила совместные с ней операции по контрабанде золота, которое под видом упаковок с печеньем вывозилось на транспортных самолетах, принадлежащих РФ.
С другой – успешный исход этой атаки, а она в конечном счете, видимо, будет направлена на то, чтобы сначала закрыть несколько принадлежащих Хамети крупных золотодобывающих компаний, а потом и вовсе перевести их под контроль Хартума, это позволит если не разрушить, то серьезно ослабить позиции «суданского золотого барона». Что для нынешних суданских властей крайне желательно – уж слишком много он себе позволяет и слишком уж пристально вглядывается в кресло первого лица в Судане, примеряя его на себя.
Будет ли эта атака успешной – сейчас ответить сложно, все зависит от того, насколько мощную коалицию из местных игроков против Хамети сумеет сформировать Хартум, насколько оперативно он будет действовать и как далеко готов пойти. Но в любом случае из Судана в ближайшее время следует ждать интересных новостей. Из которых ясна станет и дальнейшая судьба российской военно-морской базы в этой стране, и то, кого она выберет в качестве главного союзника на международной арене.