ХАМАС наезжает на Баку: кто стоит за угрозами? наша реакция

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Исламское движение сопротивления ХАМАС призвало Азербайджан отменить свое решение о нормализации отношений с Израилем, заявив, что это произойдет за счет прав палестинского народа. Это произошло после того, как Баку открыл посольство в Тель-Авиве.

От любви до ненависти, как говорится, всего один шаг. Еще совсем недавно, в ноябре 2020 года руководство ХАМАС поздравляло Баку с победой в Нагорном Карабахе: «Поздравляем Азербайджан с одержанной победой и возращением своих земель. Это естественный результат борьбы против всех форм оккупации».

Спустя два года Исмаил Радван заговорил по-другому

Сейчас они заговорили по-другому: «К сожалению, Азербайджан нормализует отношения с сионистским образованием и открывает посольство в Тель-Авиве, потому что это представляет собой поддержку сионистского образования в ущерб правам палестинцев», - заявил лидер ХАМАСа Исмаил Радван и выдал «ценный» совет: «Правительство Азербайджана должно отказаться от серии нормализаций с сионистским образованием, которое совершает военные преступления против нашего палестинского народа и стало угрозой для Палестины, Азербайджана, арабского и исламского региона и всего мира».

Самомнение лидеров этой организации зашкаливает. Теперь, оказывается, ХАМАС определяет, что является угрозой для исламского мира, и как Азербайджану строить свою внешнюю политику, с кем дружить, а с кем враждовать.

Здесь интересно то, что движение ХАМАС – отнюдь не самостоятельно. Оно является «прокси», то есть, называя вещи своими именами, «содержанкой» Ирана. А все его руководство, включая и Исмаила Радвана, живет на деньги, которые посылает им Тегеран.

Конечно, в их отношениях не все безоблачно. С начала 90-х годов прошлого столетия ХАМАС с Ираном то обнимаются не разлить водой, то ссорятся так, что посуда вдребезги. Как это произошло после начала гражданской войны в Сирии, когда ХАМАС, до этого ежегодно исправно получавший из Тегерана дотацию в размере 100 миллионов долларов наличными, внезапно отказался поддержать Башара Асада. Более того, он установил тесные связи с Анкарой, даже открыв свой офис в Стамбуле. А потом и вовсе, по мнению Тегерана, пустился «во все тяжкие», отправив представительную делегацию в Эр-Рияд для встречи с королем Салманом.

С кем же Иран, если появился «Аль-Сабирин»?

Иранцам, разумеется, такие политико-акробатические трюки понравиться не могли. И они сначала сняли ХАМАС с финансового довольствия, а затем и вовсе попытались устранить его с политической арены, начав  руками спецслужбы «Аль-Кудс» создавать ему альтернативу – движение «Аль-Сабирин» под руководством Хишама Салема, бывшего члена суннитской группировки «Палестинский исламский джихад».

Однако этот безукоризненный, на первый взгляд, план, как это зачастую и бывает у иранцев, дал осечку. Ни финансовые вливания, ни помощь иранской разведки, ни платный пиар в средствах массовой информации Хишаму Салему вырваться в лидеры палестинского сопротивления не помогли.

Прошло несколько лет, и к 2018 году в Тегеране с грустью констатировали, что вложения в «Аль-Сабирин» нужно списывать по графе «убытки», и возвращаться к дружбе с ХАМАСом. Который воспринял решение Тегерана с огромной радостью – ведь деньги его лидерам нужны всегда. Словом, все у них вновь сладилось. И отношения «клиент-содержанка» возобновились в полном объеме.

И вот лидеры этой организации, за несколько десятилетий не сумевшие добиться ни политической, ни финансовой самостоятельности, живущие поиском финансовых подачек от кого угодно, – берутся учить Баку азам внешней политики. Будучи в полной уверенности, что имеют на это право. Видимо, подобным высокомерием они от иранских кураторов заразились.

Они не замечают того, что всем уже давно известно: нет никакого самостоятельного мнения ХАМАС, есть мнение тех, у кого они в этот момент находятся на содержании. И позиция ХАМАС колеблется вместе с генеральной линией «партии», то есть – Тегерана. Из этого и следует исходить, когда они в очередной раз начнут раздавать свои «бесценные» советы.