Если США делают ставку на Индию, то Пакистан уходит к Китаю новая геополитика, все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

Командующий пакистанской армией генерал Сайед Асим Мунир прибыл в Пекин с четырехдневным визитом. В Министерстве обороны Китая по этому поводу заявляют, что Пекин и Исламабад являются «всепогодными стратегическими партнерами по сотрудничеству и железными друзьями».

Возможно, ни с одной другой страной Пекин не расширил свое военно-техническое сотрудничество больше, чем с Пакистаном. Достаточно посмотреть кадры с военного парада, прошедшего в Исламабаде в конце нынешнего марта, чтобы это понять. 90 процентов участвовавшей в нем техники были именно китайского производства – от многоцелевых истребителей J-10CE до танков, самоходных гаубиц и мобильных средств противовоздушной обороны.

Генерал Мунир займется в Китае «всепогодным партнерством» и «железной дружбой»

А ведь есть еще и военные корабли, и подводные лодки, и средства радиоэлектронной разведки, и многое другое, что made in China. И будет еще больше с учетом совместных оборонно-промышленных проектов, реализуемых двумя странами. Поэтому в выражении представителя китайского ведомства о том, что Китай и Пакистан являются «всепогодными стратегическими партнерами по сотрудничеству и железными друзьями», если и есть восточная цветистость, то преувеличения нет ни на гран.

В Вашингтоне и Нью-Дели не скрывают своего раздражения по этому поводу. Но столь масштабное сотрудничество вызвано вполне объективной причиной: Исламабад - не только и не столько рынок для китайского оборонно-промышленного комплекса, но, в первую очередь, «золотое звено» сухопутного маршрута китайского проекта «Пояс и Путь», а точнее, того его участка, который принято называть «Китайско-Пакистанским экономическим коридором», КПЭК.

И вот он-то воистину «золотой», поскольку за полтора десятилетия Пекин инвестировал в него 60 миллиардов долларов и, судя по всему, это только примерно половина тех средств, которые требуются, чтобы оборудовать этот маршрут по стандартам XXI века.

Пакистанский порт Гвадар... За последние полтора десятилетия в нашей жизни произошло столько изменений, что впору сказать, что мы живем во времена, когда сказки становятся былью

Приезд главного пакистанского генерала Сайеда Асима Мунира в Пекин удивительным образом совпал с выходом на финальную стадию проектных работ по проекту строительства китайско-пакистанской железной дороги, которая должна соединить пакистанский порт Гвадар с Кашгаром в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Его первоначальная стоимость составляет 58 миллиардов (!) долларов. Сумма умопомрачительная, но, как говорится, она того стоит в каждом потраченном на нее долларе. Поскольку в случае постройки этого маршрута он в корне поменяет торговлю и геополитику на евразийском континенте, напрямую связывая западные регионы Китая с Аравийским морем.

Масштабность проекта и изменения, которые произойдут в случае его реализации, сегодня слегка отдают чем-то сказочным. И даже с высокой долей вероятности вызовет у кого-то скептическую улыбку. Однако за последние полтора десятилетия в нашей жизни произошло столько изменений, что впору сказать, что мы живем во времена, когда сказки становятся былью. В том числе, к сожалению, и страшные.

Всякий проект может защищаться... Пакистанская армия начеку!

Здесь-то и появляется объяснение главной причины визита генерала Мунира в Пекин. Перефразируя одного из классиков политической мысли прошлого века: «Всякий проект лишь тогда чего-либо стоит, когда может защититься». А без защиты пакистанской армии о строительстве железной дороги Гвадар-Кашгар вполне можно забыть. Сложный горный и геологический рельеф маршрута – сущий пустяк по сравнению с теми угрозами, которые способны создать ему террористы и экстремисты.

А число тех, кто готовится ему помешать, растет с каждым днем. И ладно бы белуджские сепаратисты из BLA, которые год назад организовали теракт в университете в Караче. И ладно бы боевики из пакистанской Техрик-е-Талибан, которые два года назад атаковали гидротехнический объект в зоне КПЭК, убив при этом девять китайских и четырех пакистанских инженеров. Это зло, в общем-то, и для Исламабада, и для Пекина привычное.

Но вот на днях афганская «ИГ-Хорасан» заявила о намерении активизировать свою деятельность в районе КПЭК – и здесь пакистанским и китайским военным самое время задуматься о совместных действиях в рамках «всепогодного» партнерства и «железной» дружбы. Чем, собственно, и будут заниматься предстоящие четыре дня в Пекине генерал Сайед Асим Мунир и его китайский коллега, командующий Народно-освободительной армией Китая (НОАК) генерал Чжан Юся.