Армия Израиля остановилась у ворот Газы. Почему?
Армия обороны Израиля перенесла наземную операцию по ликвидации боевиков исламистского движения ХАМАС в секторе Газа. Ее проведение было запланировано на выходные 14–15 октября.
В израильской армии ссылаются на неблагоприятную погоду: сильная облачность мешает израильским пилотам и операторам дронов обеспечивать наземным силам прикрытие с воздуха. Но дело, разумеется, не только в погоде, но и большом числе гражданского населения в секторе, возле которого уже сейчас собрана внушительная группировка сил ЦАХАЛ.
Израильтяне сделали все, что необходимо, сумев в кратчайшие сроки сосредоточить на главном направлении атаки десятки тысяч военных и спецназ под прикрытием авиации и артиллерии, а также танки. Соотношение сил показывает, что главная цель операции – захват Газы и уничтожение военного и политического руководства ХАМАС – безусловно будет выполнена. Но существует главная опасность – как бы цена этой победы не превратила ее в военно-политическое поражение Израиля.
Решение израильтян о проведении этой операции пользуется масштабной международной поддержкой. Которая сменится столь же масштабным осуждением, если число жертв среди мирного населения окажется запредельным. «Каждая гражданская жизнь имеет ценность. Немного помедлив, вы дадите больше времени мирным жителям покинуть север Газы» - недвусмысленно говорят сегодня на Западе.
Далее. Израилю нужно больше времени для подготовки операции, ведь она станет одной из самых крупных военных операций ЦАХАЛ за десятилетия. Сосредоточить в нужном месте воинский контингент и технику – это одно. Боевое сколачивание частей, обеспечение их всем необходимым и проработка логистики – несколько иное.
И, наконец, остро стоит вопрос о достаточности разведывательных данных о противнике. Ведь большинство современных военных операций – это своего рода интеллектуальная игра, в которой необходимо взвесить все риски и выбрать наилучшую стратегию. Что тоже не терпит излишней спешки.
Тем более что сектор Газа – место весьма специфическое. Сплошная зона застройки, причем сугубо в ближневосточном стиле, вплотную. Разрушения в ней выглядят впечатляюще жутко, но по факту восстанавливаются в короткие сроки и за весьма небольшие деньги. А с другой стороны, такие локации с мгновенно разваливающимися зданиями — прекрасные укрытия для обороняющихся. Плюс к этому – «подземная Газа», муравейник под землей, сеть тоннелей, строившихся десятилетие как минимум.
Что автоматически означает катастрофические потери для израильтян и запредельные жертвы мирного населения. Чтобы свести эти жертвы к минимуму, у ЦАХАЛ есть только одно решение: во-первых, выдавить мирное население на юг сектора. Чему сейчас активно сопротивляется ХАМАС, стремясь не допустить выхода населения с северной части сектора, чтобы не лишиться «живого щита».
Во-вторых, после этого сровнять с землей квартал за кварталом, после чего зачищать, зачищать и еще раз зачищать как по горизонтали, так и по вертикали. И альтернативы этому нет, поскольку если сегодня оставить «все как есть», все повторится снова. А возможно, в еще более кровавых формах. Это понимают все внешние игроки, которые кричат и бьют в барабаны, но при этом с большим интересом наблюдают за тем, что решит израильское командование.
Если у израильтян получится штурм и они сумеют его провести с минимальными жертвами и потерями, это будет практически «чудо при Газе», которое войдет во все учебники по военному делу. А израильская армия станет чуть ли не первой, кому удастся решить столь нетривиальную задачу — лобовой штурм укрепленной зоны застройки.
Но в том и проблема, что чудо – это всегда нарушение устоявшегося правила, что делает его крайне маловероятным. Отсюда сомнения у израильских генералов, от которых остальной мир этого чуда ждет.