Украина уничтожает нефтяную промышленность России
Регулярные атаки украинских дальнобойных дронов на российские нефтеперерабатывающие предприятия стали важной частью боевых действий с начала 2024 года. Очевидно, что Россия будет стараться уменьшить наносимый ущерб, а Украина – увеличить. Это противостояние во многом определит характер войны в ближайшие месяцы и на среднюю перспективу.
Сотрудник берлинского Центра Карнеги Сергей Вакуленко, эксперт в нефтегазовой области, напоминает, что первыми догадались применять дешевые дроны по дорогому оборудованию нефтепереработки те самые хуситы, от которых нынче так страдает мировое судоходство.

14 сентября 2019 года по предприятиям переработки нефти в Абкайке и на месторождении Хурайс в Саудовской Аравии было запущено 18 дронов и семь крылатых ракет, очевидно, иранских и не бог весть какого качества, и размещенные там средства ПВО не справились с нападением. Хотя пожары были относительно быстро потушены, но произошло временное падение добычи саудовской нефти вдвое, а это 5% мировой нефтедобычи. Соотношение стоимости средств поражения и нанесенного ущерба потрясающее!
Нынешнее падение российских нефтеперерабатывающих мощностей вследствие дроновых атак оценивается по-разному.
Директор международной энергетической группы Gunvor Group Ltd. Торбьерн Торнквист озвучил цифру в 600 тысяч баррелей ежедневно, о чем сообщило агентство Bloomberg. Аналитики JPMorgan Chase называют значительно более высокую цифру: около 900 тысяч баррелей в день.
Сергей Вакуленко обращает внимание на то, что «атаки единичными дронами не уничтожают заводы целиком и обычно даже не уничтожают отдельные установки, но лишь повреждают их. Малый вес боевой части такого оружия компенсируется точностью попадания, но в большинстве случаев остается возможность для относительно быстрого восстановительного ремонта. С другой стороны, стоимость дронов, даже с учетом того, что до цели доходит небольшая часть атакующего роя, в десятки, если не сотни раз ниже стоимости ликвидации причиняемого ущерба, что важно в войне на истощение».

Эксперт указывает, что пока 40% российской нефтепереработки находится вне досягаемости украинских дронов, и за счет них, а также за счет импорта с белорусских заводов, недостаток горючего в России теоретически может быть перекрыт. В то же время перед российской властью встанет ряд непростых проблем: во-первых, перегрузка и без того перегруженных железных дорог, во-вторых, необходимость ввести нормированное потребление топлива. Скорей всего, не избежать ощутимого увеличения цен для приведения в баланс спроса с упавшим предложением.
Сейчас дроны прицельно атакуют в основном установки по первичной переработке нефти, они более крупные и заметные объекты для ударов, но в то же время их не очень сложно ремонтировать. Куда проблемнее, считает Вакуленко, было бы восстанавливать более сложные установки по вторичной переработке, производству светлых нефтепродуктов из мазута или насосы.
Очевидно, после первой серии удачных атак руководство СБУ и Главного управления разведки Министерства обороны Украины тщательно анализируют результаты и будут вносить необходимые коррективы. Нащупав у противника слабое звено, украинские специалисты постараются увеличить наносимый ущерб. Дроны как средство поражения сейчас находятся только в стартовой стадии своей убийственной эволюции.