Накануне разгрома шиитов после убийства президента наша аналитика

Игорь Панкратенко, отдел международной политики

«Патриарх» йеменской политики и экс-президент страны Али Абдалла Салех вчера был убит «за предательство» своими бывшими союзниками - повстанцами-хуситами. Впрочем, в их дальнейшей судьбе это уже ничего не изменит.

«Поначалу ему удавалось выдавать себя за противника саудовской агрессии», - заявил после сообщения о смерти экс-президента страны лидер йеменских хуситов Абд аль-Малик аль-Хути. – «Однако затем Салех обнажил свое истинное лицо, перейдя на сторону агрессора». Итак, «предатель», повернувший оружие против своих вчерашних союзников, наказан. Положив за последние пять дней в охоте за ним несколько десятков своих бойцов, руководство Ансар Аллах достигло своей цели. Одновременно с этим подписав себе окончательный приговор.

События последних дней в Йемене развивались стремительно. В среду на прошедшей неделе подчиняющиеся Салеху части Республиканской гвардии и вооруженные отряды Генерального народного конгресса внезапно выступили в столице страны, Сане, против своих вчерашних союзников – хуситов из движения Ансар Аллах. Для которых это стало полной неожиданностью, и за короткое время они практически полностью утратили контроль над городом, начав отступление к южным его окраинам.

Все точки в происходящем сам Салех расставил лишь в минувшие выходные. «Страна должна быть спасена от безумия группы Хути», - заявил он в своем видеообращении, призвав народ поддержать его выступление, чтобы «защитить свою родину, свою революцию и свое единство». Тут же предложив саудитам и ОАЭ заключить мирное соглашение. «Я призываю наших братьев в соседних странах ... остановить их агрессию и снять блокаду», - сказал Салех. – «Мы клянемся нашим братьям и соседям, что после этого [прекращения огня и снятия блокады – И.П.] ... мы будем вести диалог непосредственно через законную власть, представленную нашим парламентом».

Призыв экс-президента был услышан и в Эмиратах, и в Саудовской Аравии, и вечером субботы, 2 декабря, авиация коалиции начала утюжить позиции хуситов на юге Саны, заставляя их беспорядочно отступать из города.

Что и сыграло трагическую роль в судьбе экс-президента. После сделанного Салехом заявления командование Ансар Аллах открыло на него охоту, сформировав для «уничтожения предателя» несколько диверсионно-разведывательных групп. В этой ситуации патриарх решил покинуть Сану. И уже за городом, направляясь в сторону дислокации частей Республиканской гвардии, командование над которой взял его сын, Ахмед, его автокортеж наткнулся на буквально за несколько часов до этого выставленный отступающими хуситами заградительный пост. И этой встречи со своими вчерашними союзниками ни сам патриарх йеменской политики, ни его помощник Ясир аль-Авади, ни остальные сопровождавшие Салеха - пережить не смогли.

Как Салех стал «предателем»

Выступление «патриарха Йемена» против вчерашних союзников можно называть как угодно – предательством союзников, восстанием против «безумцев», да как угодно. Но для любого наблюдателя за йеменскими событиями было изначально ясно, что альянс экс-президента и главы одного из наиболее влиятельных кланов страны с Хути носил пусть и взаимовыгодный, но все же временный и несколько противоестественный характер.

Это был союз, в котором, как бывает везде, а в Йемене – особенно, каждый его участник старался максимально использовать другого, не беря на себя при этом никаких особых обязательств. В начале 2000-х годов именно Салех разгромил выступление хуситов, после чего еще несколько лет по его приказу их лидеров планомерно истребляли при каждой удобной возможности. Будучи зейдитом (из которых и вышли нынешние последователи аль-Хути) по происхождению, экс-президент Йемена никогда не испытывал какой-либо симпатии к членам этой общины, отношения с ними, как и с другими, строя исключительно на прагматической основе.

В конце 2014-го года ему оказалось выгодным заключить с ними соглашение против саудовского ставленника Мансура Хади – он его и заключил. И благодаря тем возможностям, которые открывал перед движением Ансар Аллах альянс с Салехом, его лидеры предпочли на время забыть уничтожение экс-президентом хуситов всего десять лет назад, сначала победа – а потом и с экс-президентом Никакого вероломства – местная специфика.

Именно сотрудничество с Салехом обеспечило хуситам их стремительное продвижение через провинцию Амран и последующий захват столицы. Именно союз с экс-президентом, клан которого контролировал большую часть вооруженных сил и всю Республиканскую гвардию, позволил хуситам качественно вооружиться и даже разгромить 310-ю бронетанковую бригаду.

Но, повторюсь, всем было ясно, что этот альянс недолговечен и каждая из его сторон не только ожидала его распада, но и прилагала к этому свои усилия. О своем союзе с Ансар Аллах Салех официально объявил в мае 2015-го, а уже в августе боевиками движения был застрелен его ближайший советник Халид аль-Радхи. Лидеры хуситов постоянно заявляли, что это сторонники экс-президента просили их о помощи, а самому движению «никакие союзники не нужны».

«Патриарх» не испытывал никаких иллюзий в отношении того, какая судьба его ждет на следующий день после победы над Хади и поддерживающей его коалицией монархий Персидского Залива, если такая победа вообще состоится. И потому нет ничего удивительного в том, что примерно в конце 2016-го – начале 2017-го он через своего сына Ахмада, прожившего пять лет в ОАЭ, начал сепаратные переговоры с Абу-Даби и Эр-Риядом.

Условия этих переговоров были предельно просты – либо сам Салех, либо его сын становятся во главе страны, Хади – премьер, Ансар Аллах – выбить из столицы и загнать на север, где они быстро маргинализуются, сжавшись до полурелигиозной-полукриминальной группировки, которой, собственно, они и были длительное время.

А детонатором событий, сигналом к началу выступления против вчерашних союзников для Салеха и его сторонников стало заявление лидеров хуситов о нанесении ими ракетного удара по ядерному реактору строящейся южнокорейской компанией в ОАЭ атомной электростанции «Барака». Это сообщение никак не соответствовало действительности, но для большинства политиков в Йемене и регионе стало ясно – хуситы готовы перейти «красную черту», после которой на Аравийском полуострове и в его «окрестностях» начнется полный хаос…

Иранский след

У Тегерана не было ни одной причины не то что симпатизировать Салеху, но даже относиться к нему как к союзнику. Никто в иранском руководстве не забыл ни массовые репрессии против хуситов в 2004, ни более раннюю историю – тесное сотрудничество экс-президента с Саддамом Хуссейном еще в период ирано-иракской войны.

«Временный попутчик» - самое точное определение того, как воспринимали йеменского «патриарха» в канцелярии Верховного лидера и в Корпусе стражей исламской революции. Ставка на него не делалась никогда, и больше внимания уделялось движению Ансар Аллах, которое кое-кто в Тегеране воспринимал как «прото-Хизбаллу» в Аравии.

Ансар Аллах

Но и устранять его никто не собирался, прекрасно понимая, что в этом случае Иран потеряет куда больше, чем приобретет. Больше того, в Тегеране как не было, так и нет никакой четко прописанного «йеменского проекта». Отвлекают события в этой стране часть ресурсов саудитов и ОАЭ – и слава всевышнему, глубже лезть туда не стоит. Консультировать – нет проблем, небольшие группы оперативников, в том числе – и из Хизбаллы, тоже отправляли. Но – не более того, чтобы ни говорили по этому поводу масс-медиа. Йемен так и не стал полноценной прокси-войной Ирана против саудитов.

Впрочем, теперь это уже не имеет никакого значения – СМИ наперебой обвиняют именно Тегеран в организации убийства Салеха. Аналогичной точки зрения придерживаются в самом Йемене. И опровергнуть эти обвинения в том, чего он не совершал - Иран теперь не сможет, сколько бы ни старался. Правда, он и не пытается, воздерживаясь пока от комментариев происходящего.

Проиграв в наземной операции против хуситов – саудиты и Эмираты выигрывают сейчас в информационной войне против Ирана. Гибель Салеха подается сейчас в регионе (а завтра) будет подаваться и во всем мире как «убийство иранскими наймитами ведущего политика, отстаивавшего независимость страны». И, следовательно, о серьезных позициях в Йемене Тегерану можно позабыть: любой местный политик, который попытается опереться на Иран как альтернативу саудитам и ОАЭ – попросту совершит акт публичного самоубийства.

Конец и вновь начало

Что, в общем-то, уже сделали лидеры Ансар Аллах, для которых гибель Салеха, причем в ее нынешней интерпретации «общественным мнением» и средствами массовой информации оказалась одновременно и приговором их движению

И само выступление йеменского «патриарха» против вчерашних союзников, и его гибель – кардинально изменили расклад сил внутри страны. Еще вчера бывшая актуальной политическая карта Йемена сегодня представляет интерес исключительно для будущих историографов конфликта.

По сообщениям хорошо информированных источников haqqin.az в регионе, Эмираты и Эр-Рияд в лице Мохаммеда бин Салмана уже готовы оказать военно-политическую поддержку сыну Салеха, Ахмаду, согласившись на вторые роли для своего прежнего фаворита Мансура Хади.

В ближайшие дни окончательно оформится объединенный фронт против Ансар Аллах, в который войдут и сторонники клана Салеха, и сторонники Хади, и сторонники генерала Али Мохсена, еще одного влиятельного местного политика. Хиситы оказались в полном одиночестве, которое станет для них трагическим. У них нет больше союзников как внутри страны, так и за ее пределами – ни Иран, ни Хизбалла серьезной поддержки оказать им не смогут, просто потому, что скованы на других, более важных для них, фронтах – в Сирии, а теперь и в Ливане.

Война в Йемене, разумеется, не закончена – но она перейдет на качественно иной уровень. Хуситов оттеснят на север, постепенно превращая политическое движение в маргинализированные группировки, полурелигиозные, полуплеменные, полукриминальные. С которыми и саудиты, и новые центральные власти страны – тот же клан Салеха - будут бороться так же постоянно и методично, как это делал погибший «патриарх» во время своего правления.

Ну а после разгрома хуситов вновь вспыхнут старые конфликты. Между Севером и Югом, между различными кланами, племенами и политическими группировками, между зейдитами и суннитами. Словом, как и всегда в этой стране – все против всех. Но это будет уже другая история. Без «патриарха» Али Абдаллы Салеха, стоявшего во главе Йемена тридцать лет и три года. И без нынешнего движения хуситов Ансар Аллах…