Эльману Рустамову не о чем говорить с Мартином Галстяном наш комментарий

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Еще в начале прошлого года Азербайджан неожиданно столкнулся с серьезными внешними шоками. Пандемия COVID-19, ограничение экономической деятельности, снижение цен на нефть, вступление в соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти явились серьезными испытаниями для экономики страны. А военная агрессия со стороны Армении, естественно, еще больше обострила ситуацию и заставила многих экспертов сравнивать состояние экономик Азербайджана и Армении, стараясь выявить, у кого из конфликтующих сторон достаточно ресурсов для ведения затянувшейся  войны.

Председатель Центробанка Азербайджана Эльман Рустамов с уверенностью заявляет, что при любой опасности или угрозе предпринятые своевременные меры позволяют минимизировать шок и сохранить в полной мере макроэкономическую стабильность в стране.

О чем Эльману Рустамову говорить со своим визави, если золотые резервы Азербайджана в 30 раз превышают золотые резервы Армении?!

По его словам, годовая инфляция в Азербайджане ниже 3%, а национальная валюта смогла сохранить стабильность в отличие от валют других стран. Наблюдается значительный рост как промышленности, так и сельского хозяйства в базовых секторах ВВП. И на данный момент, используя экономические термины, можно сказать, что национальная экономика находится в идеальном штормовом состоянии. У Азербайджана в отличие от Армении достаточно ресурсов, чтобы быстро восстановить рост экономики в поствоенный период.

Президент Ильхам Алиев поставил задачу в ближайшие 10 лет удвоить экономический потенциал, и эта цель достаточно реалистична. Глава государства выдвинул также довольно масштабную программу по полному восстановлению освобожденных земель. С ее реализацией природные ресурсы земель, освобожденных от оккупации, будут возвращены в экономический оборот, а инвестиционные программы и новые рабочие места, которые будут созданы, придадут значительный импульс экономическому росту страны.

А все количественные сравнения между экономиками Азербайджана и Армении сводятся к тому, что наш госбюджет превышает стоимость валового внутреннего продукта Армении (ВВП). Какие могут быть сравнения, если у одного в кармане больше денег, чем у другого все сбережения вместе с его домом?! Только валютные (золото) резервы Азербайджана в 30 раз превышают резервы соседней страны. Армения не может контролировать внешний госдолг, доля которого в ВВП достигла 60%, а в Азербайджане она ниже 20%. Пятая часть населения Армении живет на уровне ниже черты бедности, в Азербайджане этот вопрос решен радикально. Одним словом, в каждой сфере экономики Азербайджан превосходит соседнюю страну, а еще несколько недель войны при таких финансовых возможностях привела бы Ереван к полнейшему коллапсу, разрушению экономики, финансовой системы.

Что же может сказать в ответ новый глава армянского центробанка Мартин Галстян, утвержденный на этой должности только 4 месяца назад?! Причем представляя его сотрудникам Центробанка Армении, премьер-министр Никол Пашинян наказал: «Провести более детальную работу, чтобы наши соотечественники видели и понимали тонкости банковской системы. Вообще как работает банковская система. Конечно, одним из наших величайших вызовов будет сделать банковскую систему более акцентированной на человеке, чтобы контекст отношений банковской системы и граждан стал более конструктивным, стал основанным на диалоге, чтобы не дать возможности для формирования негативных настроений вокруг банковской системы». Сам Пашинян может ничего не смыслить в банковском деле, но какой вывод из такого наставления, годного скорее для директора школы, чем для даже скромного банкира, сделает Галстян, мы, возможно, не увидим.

Пашинян поставил Галстян априори в глупую ситуацию

А ведь финансовое положение Армении патовое, что отмечает даже Международный валютный фонд. По данным Центра анализа экономических реформ и коммуникаций, внешний долг страны на конец 2019 года составил 11,4 млрд долларов или 52,5% ее ВВП. Сегодня этот показатель превышает 60%. А ужесточающаяся в стране пандемия Covid-19 и изнурительная война, довели долг страны до точки невозврата. Уже наблюдается снижение налоговых сборов, рост расходов бюджета на поддержку экономической активности, что привело к росту доли бюджетной дефицита с 2,25% до 5% ВВП. Рост бюджетного дефицита обусловил привлечение новых долгов. Только в первом половине 2020 года прямой внешний госдолг Армении увеличился на 175 млн долларов.

А основной вопрос экономической повестки дня в Армении - ограничение налоговых льгот в период военного положения. Еще в середине октября намечалось также обсуждение изменений в налоговый кодекс. А парламенту правительство Пашиняна порекомендовало провести слушания в специальном режиме и провести второе чтение в течение 24 часов после первого чтения. Бюджет Армении на исходе. А министр финансов Атом Джанджугазян открыто признался, что резервный фонд этого года перегружен. Еще 3 сентября в стране не оказалось денег на закупку медицинских масок для учеников, студентов и представителей педагогического и административного состава (в расчете на месяц). Причем расчет при этом был проведен на основе цены в 25 драмов (менее 10 гяпик) за одну маску. Значит, нет денег не только в бюджете, но и в резерве.

Не надо исписывать много бумаги, чтобы доказать очевидное – ни бюджет Армении, ни ее экономика, у которой долгов больше, чем денег, в целом не идут ни в какое сравнение с аналогичными показателями Азербайджана.