У Азербайджана украли другой Агдам наши проблемы, все еще актуально
Речь, конечно же, о знаменитой когда-то азербайджанской винной марке «Агдам». Несколько лет назад haqqin.az опубликовал серию статей о незаконном присвоении товарного знака нашего поистине легендарного портвейна латвийским предприятием Latvias balzams, которое принадлежит могущественному водочному королю, гражданину России и Великобритании Юрию Шефлеру.
В начале 2000-х этот миллиардер купил латвийский завод по выпуску рижского бальзама и наряду с прочими популярными в СССР алкогольными напитками наладил производство «Агдама», причем практически не изменив название, лишь преподнеся его в латвийском написании – «Agdams».

Шефлер удачно использовал хорошо знакомый с советского времен бренд и при этом избавился от необходимости обозначить продукт как портвейн, на чем всегда настаивала Португалия, оставившая за собой исключительное право так именовать определенный сорт вина.
Представленные haqqin.az аргументы и факты перипетий азербайджанского алкогольного напитка вызвали волну негодования среди азербайджанских чиновников, которые сетовали, что когда-то превалировавший на рынке дешевых вин СССР «Агдам» ныне на родине совершенно позабыт. Но до осязаемой защиты авторских прав на него дело так и не дошло. Как говорится, свято место пусто не бывает, и теперь такое вино под обозначением Baltasis Aromatizuotas vyno Gerimas успешно выпускает и, естественно, с солидной выгодой продает предприятие в Прибалтике.
И не только там. В Казахстане аж два завода разливают по бутылкам «Агдам» местного происхождения. Завод Товарищества с ограниченной ответственностью Veldes premium в Талгарском районе Алматинской области обозначил cвой «Агдам» как вино, произведенное «по специальному рецепту». А вот предприятие Asian Beverage Company в Илийском районе выпускает его же «по оригинальному рецепту».

Не обременяя себя всяким там соблюдением авторских прав, казахстанские виноделы поместили на этикетке своей продукции изображение медалей, которых в прежние времена удостоился настоящий, азербайджанский «Агдам».
Как рассказал haqqin.az работающий в Алматы наш земляк Таваккюль, все магазины казахстанских городов забиты местным «Агдамом». Качество крайне низкое, по словам пожилых, не забывших натуральной советской продукции казахстанцев, этот химический суррогат ничего общего с приятным на вкус азербайджанским оригиналом не имеет. Продают это пойло за 300 тенге, в пересчете – 1,20 маната. Как известно, природный продукт не может быть столь дешевым, но люди с низкими доходами вовсю покупают «Агдам» казахстанского розлива.
Отчего же в Казахстане, России и других постсоветских странах нет сейчас азербайджанского «Агдама»? В 70-е годы это вино поставляли в Россию цистернами, а на четырех работавших в ее регионах заводах Минсельхоза Азербайджанской ССР разливали его по бутылкам. Как теперь, в наше время, оригинальному «Агдаму» вытеснить одноименный эрзац производства Балтии и Центральной Азии?
Отвечая на этот вопрос haqqin.az, заместитель директора Центра аграрных наук и инноваций Министерства сельского хозяйства Азербайджана, председатель общественного объединения «Специалисты-виноделы» Тариэль Панахов прежде всего подчеркнул, что защита товарного знака азербайджанских вин должна стать частью процесса кардинального развития отрасли виноградарства и виноделия страны.
«У азербайджанского вина «Агдам» огромный экспортный потенциал, который из-за чиновничьего безразличия остается не используемым, - утверждает эксперт. – В былые времена сфера виноделия обеспечивала 45% дохода республики, а сейчас не дает и 5%. В конце 60-х, когда Гейдар Алиев возглавил республику, у нас производилось всего 269 тыс. тонн винограда. Через несколько лет, его заботами, площади под виноградник стремительно расширились и производство возросло до 2 млн 136 тыс. тонн. К сожалению, позже виноделие в Азербайджане постепенно пришло в упадок, и до сих пор отрасль не может вернуться к советским показателям».

Т.Панахов приводит в пример соседнюю Грузию, которая за год реализует на российском рынке свои вина на 200 млн долларов. А экспорт азербайджанского вина в Россию не составляет и одного миллиона долларов. «О каком возвращении хотя бы на постсоветский рынок можно говорить с такими низкими объемами производства винограда и вина?» - задается вопросом специалист по виноделию.
В идеале магазины Казахстана должны бы быть заполнены азербайджанским «Агдамом», приготовленным по действительно оригинальному рецепту. Но из-за равнодушия ответственных за отрасль должностных лиц страна упускает отличные возможности экспорта отечественного вина. «Уже сейчас, - считает Панахов, - надо создать из специалистов техническую группу, которая должна изучить мировой опыт защиты авторских прав в сфере виноделия и решить вопрос незаконного присвоения зарубежными производителями торговых марок азербайджанских вин. Это очень важный вопрос защиты труда азербайджанских виноделов, которым должны заниматься и Госкомстандарт, и Агентство по пищевой безопасности, и другие госструктуры. Но параллельно нужно поднимать всю отрасль виноградарства и виноделия на уровень мировых стандартов».
Что же касается «Агдама», то это одна из самых старых марок азербайджанских вин – его рецепт был официально зарегистрирован в 1948 году, рассказал винодел. Первое производство «Агдама» крепостью 19% и содержанием сахара 8% началось в совхозе села Новрузлу в Агдамском районе. С годами несколько менялись подходы и технологии приготовления, и все изменения обязательно фиксировались в официальном рецепте. Связано это было с выращиванием новых сортов винограда, объемами, кондициями и др. Внесенные коррективы документировались в Минсельхозе АзССР и центральном сельхозведомстве в Москве.
«В последний раз мне лично пришлось проводить перерегистрацию технологии, уровня в вине спирта, сахара и прочего в начале 80-х годов. «Агдамом» может называться только вино, которое произведено по инструкции, зафиксированной азербайджанскими производителями. Любой продукт, который не соответствует этим инструкциям и показателям содержания, должен носить другое название. Если зарубежные производители вин хотят выпускать «Агдам», то они обязаны выполнять требования международных норм по защите авторских прав. После освобождения от оккупации нашего Агдамского района открылись очень хорошие перспективы развития виноградарства и виноделия. Но пока не видно продвижения, которое говорило бы о профессиональном подходе к развитию сектора. А на нет, как говорится, и суда нет, в том числе и в отношении тех, кто присваивает марки наших вин», - резюмировал Панахов.