Шеф спецслужб Молдовы ушел в отставку… и может сбежать из страны haqqin.az из Кишинева, все еще актуально

Репортерская группа haqqin.az. Кишинев

Глава Службы информации и безопасности (СИБ) Молдовы Александр Есауленко направил председателю парламента Игорю Гросу прошение об отставке с формулировкой «по личному заявлению в связи с переходом на другую работу» за два года до истечения срока полномочий по закону страны.

Глава Службы информации и безопасности Молдовы Александр Есауленко подал в отставку с формулировкой «по личному заявлению в связи с переходом на другую работу»

Целью работы СИБ является обеспечение внутренней и внешней безопасности Молдовы, защита конституционного порядка, национальной экономической системы и обороноспособности, борьба с терроризмом и другими угрозами для госбезопасности. Если коротко, данное ведомство исторически и по сути является преемником молдавского КГБ с соответствующими модификациями.

Отставку предстоит рассмотреть парламенту на пленарном заседании - ближайшее, согласно заведенному распорядку, должно состояться в четверг. О том, что собой представляет новое место работы шефа самой специфической силовой структуры республики, сообщений не поступало.

При этом некоторые аналитики предполагают, что Александр Есауленко может покинуть республику. В частности, такого мнения придерживается эксперт и политик со стажем, почти равным периоду независимости Молдовы, Серджиу Мокану. Он многие годы возглавляет внепарламентскую партию «Народное движение «Антимафия», бывшую в оппозиции многим правительствам РМ.

В эксклюзивном комментарии для haqqin.az Серджиу Мокану напомнил, что Есауленко назначили на пост главы СИБ в 2019 году сроком на 5 лет.

По мнению эксперта и политика Серджиу Мокану, Есауленко выполнил задачу, которую должен был выполнить после прихода Майи Санду к власти

«Отметим, во-первых, Есауленко являлся до этого замдиректора СИБ, то есть Василия Ботнаря, который был человеком Плахотнюка. По моему мнению, Есауленко выполнил задачу, которую должен был выполнить после прихода Майи Санду к власти.

Для многих людей стало неожиданностью, что новый президент так яро пойдет против генпрокурора республики Стояногло и к смене ряда руководителей в силовых структурах. Но этого человека – Есауленко, – который при Плахотнюке «крышевал» криминал, она не отодвинула.

Задача Есауленко была в том, чтобы помочь Санду устранить Стояногло, и в какой-то мере он помог ей отодвинуть и Додона. Задача выполнена, пора уходить, и, наверное, он тоже уедет из страны, потому что завязан на многих схемах в Молдове», - считает Мокану.

Следует отметить, что на прошлой неделе был отправлен под арест экс-президент Молдовы Игорь Додон по подозрению в госизмене и коррупции. Осенью прошлого года против генерального прокурора Александра Стояногло, публично заявлявшего, что для уголовного дела в отношении Додона недостаточно оснований, также было открыто дело по факту превышения полномочий и коррупции.

Серджиу Мокану отметил, что в молдавских реалиях не следует оценивать смену руководителя ведомства, подобного СИБ, с той же точки зрения, с какой ее рассматривали бы в большинстве стран.

Мокану считает, что Есауленко в какой-то мере помог президенту Санду отодвинуть и Додона.

«Директор такой службы в нормальном государстве занят анализом геополитики и иных специфических вопросов, дает власти информацию о многих вещах, которые происходят внутри страны и вне ее. У нас, к сожалению, эти ведомства всегда были карманными для криминализированных структур, и смена директора означает, скорее всего, разборки между группировками около власти и во власти», - заявил эксперт-оппозиционер.

Кроме того, он утверждает, что лишь немногие функционеры и сотрудники силовых структур в действительности служат своей стране, а не используют положение в иных целях. При этом новое руководство Молдовы не осознаёт масштабов происходящего.

С введением чрезвычайной ситуации в Молдове из-за кризиса в соседней Украине и установлением «желтого» кода террористической угрозы СИБ получила ряд дополнительных полномочий, включая право на блокирование СМИ и применение спецсредств. Однако и здесь, по мнению оппозиционного аналитика, «ничего произойти не может» в силу того же ослабления государственной власти.