Удар под чужим флагом: обстреливают курдские радикалы – обвиняют Турцию горячая тема, все еще актуально
Черный PR в действии и классическом понимании этого слова. Как уже сообщал haqqin.az, 20 июля в полдень, во время, когда на иракских улицах находится максимальное число людей, курортный район Захо в провинции Дахук, который в восьми километрах от турецкой границы, подвергся минометному обстрелу. Погибло 11 человек, включая трех детей. 23 человека получили ранения различной степени тяжести.
Официальный Багдад тут же даже без минимального разбирательства обвинил в обстреле Анкару. А на логичные замечания турецкой стороны, дескать, господа, давайте сначала разберемся, кто именно стрелял, заявил, что разбираться тут не в чем, десятки «свидетелей» утверждают, что обстрел вели турецкие военные.

Как посетители курорта с расстояния в несколько километров могли определить, что по ним стреляют именно турки – большая загадка. Которая перестает быть таковой, если мы посмотрим на подбор «свидетелей». Все они либо курды из РПК, либо бойцы проиранских вооруженных группировок. Именно эти люди поспешили сообщить в иракские СМИ о том, что «турки стреляли».
Те, в свою очередь, разогнали соответствующую волну в общественном поле – и вот уже премьер Ирака Мустафа аль-Кадхими обвиняет Турцию в обстреле, назвав его «вопиющим нарушением суверенитета Ирака и покушением на жизнь иракского народа».
«Каждый день тысячи туристов с юга Ирака и курдов приезжают в этот район. И каждый раз Турция бомбит это место безо всяких на то оснований», - заявил СМИ местный житель Чия Хамид Шариф. Правда, журналисты забыли добавить, что этот «свидетель» является депутатом парламента от курдской общины.

Перед нами явная провокация, когда обстрел вели члены Рабочей партии Курдистана, а обвинить во всем стараются Турцию.
И объект выбран далеко не случайно – это место в Иракском Курдистане, элиты которого находятся в прекрасных отношениях с Анкарой. Эти элиты контролируют вполне системные и встроенные в региональные расклады семьи Барзани и Талабани с их Демократической партией Курдистана и Курдистанским патриотическим союзом. И РПК очень важно показать курдам, что их лояльность к Турции никого не защищает, что Анкаре вообще безразличны их безопасность – вон даже мирных жителей обстреливают.
Но еще более интересно – участие в этой истории иранских прокси, которые дружно и с энтузиазмом поддержали версию об «обстреле с турецкой стороны». Здесь может быть только две версии о таком трогательном единстве. Первая – о том, что иранские прокси самостоятельно, но вместе с РПК внезапно озаботились о суверенитете Ирака, который нарушают турецкие операции в этой стране.

Вторая, более правдоподобная, заключается в том, что Тегеран отдал команду всячески скомпрометировать турецкую борьбу с радикальными курдскими группировками что в Ираке, что в Сирии. На переговорах в Тегеране иранская сторона не смогла официально возразить туркам в отношении их сирийской операции – и вот теперь таким «подпольным» способом стремится обозначить Анкаре свое несогласие.
Несогласие со многим: и то, что Турция экономически осваивает Иракский Курдистан, эффективно используя его энергоресурсы. И то, что в Сирии Анкара своими действиями активно противостоит иранским попыткам установить свою гегемонию.
Сказать на официальном уровне одно, но поступить по своему – это вполне в иранской внешнеполитической традиции. Сорвать турецкую операцию в Сирии – вот сегодня главная задача Тегерана. Но даже при череде провокаций и операций «под чужим флагом» у него это вряд ли получится.