Корсиканцы попросят Макрона признать их армянами наша реакция, все еще актуально

Айдын Керимов, автор haqqin.az

Суд в корсиканском городе Бастия постановил, что французский язык является единственным языком, разрешенным при исполнении государственных обязанностей. Согласно вынесенному им вердикту, обычай Корсиканской ассамблеи разрешать корсиканские языки для дебатов является неконституционным и, следовательно, запрещенным.

В бурлящее море Корсики, давно мечтающей о более широкой автономии, Париж закинул еще один даже не камень, а самый настоящий валун. Ведь помимо вопроса о языке суд также заявил, что местные правила, фактически устанавливающие «существование корсиканского народа», также являются нарушением конституции.

Еще вчера был корсиканский народ, а это более 150 тысяч человек, и корсиканский язык, но достаточно было одного судейского чиновника, назначенного из Парижа, чтобы и народ куда-то исчез, и язык оказался под запретом

Вот так вот. Еще вчера был корсиканский народ, а это более 150 тысяч человек, а его депутаты при обсуждении важных вопросов общались на собственном языке, близком к итальянскому. Но достаточно было одного судейского чиновника, назначенного из Парижа, чтобы и народ куда-то исчез, и язык оказался под запретом. Теперь на Корсике отправление государственных должностей возможно только на французском.

Что, безусловно, является новым словом в сохранении прав меньшинств и новацией в праве на самоопределение народов, которые Франция так горячо отстаивает в Карабахе для оставшихся там армян.

На Корсике волна возмущения. Стыд и позор – иначе это решение местные здесь не называют. «Это решение сводится к лишению членов корсиканского парламента права говорить на своем языке во время дебатов», - заявили президент исполнительного совета острова Жиль Симеони и президент корсиканской ассамблеи Мари-Антуанетта Мопертюи.

Выступающая за независимость партия Core in Fronte написала в Твиттере на корсиканском языке, что считает приговор «позорным», и ее мнение разделяют тысячи жителей Корсики, которые хотят хоть в малом, хоть в общении и местной ассамблее чувствовать себя корсиканцами.

Интересно, после решения суда в Бастии Макрон будет говорить о неотъемлемом праве армян Карабаха на автономию и использование ими собственного языка в органах самоуправления?

Парижу это возмущение глубоко безразлично. В прошлом месяце Эммануэль Макрон заявил, что у него нет табу» на реформирование статуса Корсики и предоставление ей прав автономии. Но, сказал французский президент, при том условии, что этот средиземноморский остров останется частью Франции.

Что интересно, на отделение от Парижа никто на Корсике никогда и не претендовал, кроме самых уж отмороженных сепаратистов. Да и то их пары десятков на всем острове не наберется. Местные жители отличаются прагматизмом и здравым смыслом, а потому прекрасно понимают, что в нынешнем мире самостоятельно Корсике не выжить. А потому и на тех, кто это предлагает, смотрят с жалостью, как на душевнобольных.

А вот Париж всегда придает им слишком большое значение и постоянно ссылается на них в качестве примера того, что корсиканцы спят и видят, как бы отделиться от Франции. Такая вот у Парижа и Макрона навязчивая идея. Впрочем, их у французского президента много, достаточно вспомнить, как он фантазирует на тему «притеснения армян» и постоянно рвется их защищать от мифических опасностей. Игнорируя при этом проблемы в собственном доме.

Любые попытки корсиканцев расширить свою автономию и сохранить язык встречают самое жесткое противодействие Парижа

А навязчивая идея тем и плоха, что толкает к принятию неадекватных решений. Как, интересно, после решения суда в Бастии Макрон будет говорить о неотъемлемом праве армян Карабаха на автономию и использование ими собственного языка в органах самоуправления? Ведь любой его выпад в эту сторону теперь будет парирован убойным аргументом: «А как у вас на Корсике с этим дела?» И ведь возразить нечего.

Какие-то двойные стандарты получаются – любые попытки корсиканцев расширить свою автономию и сохранить язык встречают самое жесткое противодействие Парижа. А вот аналогичные требования армян встречают его самое горячее одобрение, дескать, вы не понимаете, это совсем другое.

Прекрасно понимаем. Ради зарабатывания нескольких политических очков в глазах армянской диаспоры Макрон готов одной рукой поддерживать далеких армян, оставшихся в Карабахе. А другой – давить близких корсиканцев, которые все – граждане Франции. Что ж, жителям Корсики с таким президентом можно только посочувствовать. И посоветовать выдвинуть к Парижу новое требование – срочно признать корсиканцев армянами. Может быть, тогда им удастся сохранить свое право говорить на родном языке.