Эрдоган отходит от Путина и возвращается в Вашингтон новый поворот, наша аналитика, все еще актуально

Фархад Мамедов, автор haqqin.az

В преддверии президентских и парламентских выборов, которые состоятся 14 мая, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытается дистанцироваться от своего российского коллеги Владимира Путина, в отношении которого Гаагский трибунал выдал недавно ордер на арест. При этом турецкий лидер делает демонстративные шаги, направленные на улучшение отношений с Вашингтоном. 

В частности, Турция неожиданно прекратила экспорт в Россию подсанкционных товаров, отказалась от планов закупки второй партии зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» и больше не заправляет пассажирские самолеты российских авиакомпаний.

Вдруг Турции не понадобились С-400

Эрдоган также смягчил свою позицию по Финляндии, заявив, что не будет накладывать вето на членство этой страны в НАТО, хотя продолжает настаивать, что его позиция по членству в Североатлантическом альянсе Швеции не изменилась. Судя по всему, Эрдоган хочет использовать эту позицию как аргумент в дальнейших переговорах.

В целом же, визит в Вашингтон Ибрагима Калына, советника президента Турции, и его встречу с советником президента Байдена по национальной безопасности Джейком Салливаном следует рассматривать исключительно в контексте предстоящих выборов.

Прежде чем углубляться в причины, по которым турецкая внешняя политика так неожиданно и резко «сменила галс», следует отметить, что и США, и Россия всегда имели и имеют мощные рычаги влияния на выборы в Турции.

И если всего за несколько дней до землетрясения министр внутренних дел Сулейман Сойлу требовал от посла США в Анкаре «убрать свои грязные руки от Турции», то уже через два месяца Ибрагим Калын призывал к «началу более масштабных геополитических и стратегических переговоров» между Турцией и США

Не секрет, что важнейшей частью путинского плана «передела мира» было привлечение на свою сторону Турции, являющейся членом НАТО. Кремлевские идеологи не скрывали, что видят в Анкаре участницу крупного евразийского проекта, которым будет руководить Россия. Не случайно президент Эрдоган стал в последние годы одним из ближайших геополитических союзников Путина.

Разумеется, между Турцией и Россией всегда существовали противоречия и конфликты интересов, не случайно международные аналитики справедливо называют президентов Путина и Эрдогана «дружественными врагами». Чтобы удержать Турцию в российской орбите, Путин пошел с Анкарой на стратегические сделки в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе. Мало того, в долгосрочной перспективе кремлевские стратеги рассматривали даже вероятность выхода Турции из Североатлантического альянса - после того, как Реджеп Тайип Эрдоган закупил у России зенитно-ракетные комплексы С-400, такая перспектива уже не казалась фантастической.

Однако события последних двух лет перечеркнули путинские планы «передела мира» и ограничили возможности России влиять на Турцию. Вдобавок турецкая экономика переживает в последнее время серьезный кризис - резко растет инфляция, дорожает доллар, страну покидают иностранные инвесторы...

Ни для кого не секрет, что именно Турция в значительной степени помогла в прошлом году России избежать последствий западных санкций

Экономика Турции всегда весьма чувствительно реагировала и продолжает реагировать на любые всплески политической напряженности между Анкарой и Западом, а попытки Эрдогана заменить западный капитал на инвестиции арабских стран желаемых результатов не дают.

К слову, некоторые аналитики одно время рассматривали Россию как страну, способную спасти экономику Турции. Однако война в Украине и последовавшие за ней санкции коллективного Запада настолько ограничили экономические возможности России, что любые разговоры о возможности участия Москвы в решении экономических проблем Турции сразу же утратили актуальность.

Что касается США, то эта страна, даже несмотря на давние «разборки» с правительством Эрдогана и серьезные проблемы в двусторонних отношениях, по-прежнему видит в Турции своего стратегического партнера, а потому никогда и не думала терять в этом качестве Анкару, «подталкивая» ее к России. По сути, этот перманентный интерес США давал правительству Эрдогана возможности для маневра, в ходе которого турки постоянно использовали российский фактор, добиваясь от Вашингтона каких-то уступок или преференций.

Следует понимать, что Соединенные Штаты по-прежнему сохраняют сильное экономическое и политическое влияние на Турцию

Однако сейчас, когда Россия ослабла, а путинский план «большой Евразии» на глазах терпит крах, этот маневр теряет смысл. Следует понимать, что Соединенные Штаты по-прежнему сохраняют сильное экономическое и политическое влияние на Турцию. И если накануне президентских выборов эти рычаги будут использованы в полную силу против правительства Эрдогана, то дальнейшее ослабление позиций турецкого лидера примет необратимый характер. 

Все эти факторы в совокупности и вызвали столь внезапное и резкое изменение риторики турецких властей в отношении Запада в целом и США в частности.

И если всего за несколько дней до землетрясения министр внутренних дел Сулейман Сойлу требовал от посла США в Анкаре «убрать свои грязные руки от Турции», то уже через два месяца Ибрагим Калын призывал к «началу более масштабных геополитических и стратегических переговоров» между Турцией и США.

Калын, посетивший столицу США несколько дней назад, с благодарностью подчеркнул, что Соединенные Штаты являются одной из стран, оказавших после землетрясения наибольшую поддержку Турции. Советник Эрдогана говорил также о важности налаживания не только тактического, но и стратегического диалога между США и Турцией. 

Именно после переговоров Калына в Вашингтоне президент Эрдоган дал зеленый свет членству Финляндии в НАТО. Джейк Салливан приветствовал решение Анкары и в то же время призвал Турцию без промедления ратифицировать протокол о членстве в НАТО также и Швеции.

Эрдоган дал зеленый свет Финляндии

Ни для кого не секрет, что именно Турция в значительной степени помогла в прошлом году России избежать последствий западных санкций. Российские олигархи сохранили часть своих денег, включая яхты, заблаговременно переправив их в Турцию. После закрытия воздушного пространства Запада российские авиакомпании использовали Турцию в качестве хаба, и именно через Турцию в Россию шли подсанкционные товары.

Разумеется, об этом прекрасно знали в Вашингтоне, который оказывал на Анкару постоянное давление.

И вот накануне визита Ибрагима Калына в Вашингтон Турция вдруг прекращает реэкспорт в Россию подсанкционных товаров, запрещает заправку на своей территории пассажирских самолетов российских авиакомпаний и отказывается от закупки второй партии зенитно-ракетных комплексов С-400. Да и процесс примирения между Эрдоганом и Асадом, покровителем которого выступала Россия, в настоящее время застопорился: запланированная в Москве рабочая встреча Эрдогана и Асада отложена на неопределенный срок...