Макрон ставит на курдский террор наш комментарий; все еще актуально

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

На минувшей неделе Сенат Франции в Париже наградил «Медалью Почета» пресс-секретаря YPG (курдских отрядов самообороны) Нури Махмуда и пресс-секретаря YPJ (отрядов защиты курдских женщин) Роксану Мухаммад. Помимо официальных лиц из Автономной администрации Северной и Восточной Сирии (AANES), на церемонии присутствовали многие французские сенаторы и политики.

«Нам безразлично, что YPG и YPJ являются, по сути, филиалами Рабочей партии Курдистана, включенной в список террористических организаций в Евросоюзе. Это наши союзники в Сирии, с которыми мы сотрудничаем около сорока лет – и будем делать это дальше, как бы к этому не относилась Турция», - таково было негласное послание этой произошедшей в Париже почетной церемонии сирийским курдам, руководству РПК и, разумеется, Анкаре.

Начав сотрудничать с РПК в конце 80-х годов прошлого столетия, Париж поначалу преследовал достаточно узкую цель – приобрести агентов, которые могли бы предоставлять ему информацию о Турции, Сирии, Ираке и Иране, не более того. Появление «Исламского государства» поменяло французские приоритеты. Курды теперь стали союзниками Парижа в борьбе с ИГ и оказывали французской разведке DGSE неоценимые услуги в предоставлении информации о джихадистах-выходцах из Франции, получая взамен финансовую и военную помощь.

Делегация Автономной администрации Северной и Восточной Сирии (AANES) вместе с представителями YPG и YPJ в Сенате Франции перед вручением «медалей Почета»

«Исламское государство» как организованная сила прекратила свое существование, но это не означало сокращения франко-курдского партнерства, более того, оно заиграло новыми красками. Париж понял, что его присутствие в северной Сирии, где к этому времени оформилась AANES, предоставляет ему возможность активно влиять на происходящие здесь процессы, тем самым позволяя противостоять тому, что в Париже называют «турецкой агрессией».

Такой шанс, позволяющий французам стать если не одним из ключевых, но весьма влиятельным игроком в регионе, упустить было нельзя – и сотрудничество с сирийскими курдами стало одним из приоритетов внешней политики Франции на Ближнем Востоке, полностью сохранив, а во многом и преумножив его антитурецкую составляющую.

Французские инструкторы, действующие под другими именами и с паспортами других стран, обучали отряды курдских боевиков, активно накачивая их оружием. Париж благосклонно взирал на рост численности курдской диаспоры в Европе – сейчас только во Франции проживает около трехсот тысяч курдов - и увеличение ее политической активности, став одним из европейских центров, где функционеры РПК чувствовали себя весьма комфортно, создало сеть из различных фондов и общественных организаций, в названии которых не было даже намека на связи с РПК, но, по сути, являющихся ее филиалами.

Французские инструкторы, действующие под другими именами и с паспортами других стран, обучали отряды курдских боевиков, активно накачивая их оружием

И, естественно, Париж оказывал серьезную материальную помощь и политическую поддержку AANES, вплоть до того, что помогал ее представителям без проблем посещать те кабинеты в Европе, в которых принимаются важные политические решения. Вплоть до того, что продвигал представителей курдских организаций в различные наблюдательные советы и комиссии, действовавшие под эгидой Евросоюза. Ну а в качестве приятного бонуса сеть курдских организаций в Европе помогала французской разведке в борьбе с подпольными сетями джихадистов, которые после военного разгрома ИГ вернулись во Францию.

В итоге Париж получил в свое распоряжение прекрасный инструмент для регулярных атак на турецкие интересы – от организации акций антитурецких протестов в Европе до вооруженных вылазок курдских боевиков на сирийско-турецкой границе. К тому же публичная политическая активность курдских функционеров в Евросоюзе при необходимости позволяет французским политикам создавать «правильный», то есть враждебный фон в освещении внешней политики Турции как в северной Сирии, так и в целом на Ближнем Востоке.

Что в сравнении с этими геополитическими выгодами пара «медалей почета» и несколько подчеркнуто торжественных и пафосных приемов для курдов во французском Сенате и даже Елисейском дворце? Политики в Париже, не опасайся они скандала, могли бы своим курдским партнерам за помощь в борьбе с Турцией и ордена «Почетного легиона» вручить. А может, со временем и вручат. Нескончаемая любовь Парижа к курдским террористам – она такая.