Спущен флаг России над Центральной Азией наша корреспонденция, все еще актуально

Зухра Новрузова, спецкор по странам Средней Азии

На идущем в Сиане саммите Центральная Азия-Китай Пекин и центральноазиатские республики приняли решение совместно строить «сообщество с общим будущим». В ходе двухдневного саммита было проведено около 20 двусторонних и многосторонних мероприятий.

Китайский Сиань, по мнению историков, был отправной точкой Шелкового пути, дороги тканей, рабов, идей и религий, как поэтично выразился о нем один из современных исследователей. В ходе саммита «Центральная Азия-Китай», проходящего сейчас, этот город стал точкой сопряжения, местом, где центральноазиатские государства решили строить «сообщество с общим будущим».

Пекин понял, что наступило время для его решительного шага в Центральную Азию. Не оглядываясь на Россию

В офисных зданиях Сианя в эти дни было не протолкнуться от дипломатов, журналистов и «шерпов», готовивших документы, легко узнаваемых по кипам бумаг подмышкой и замотанному виду. Везде царило оживление, а в воздухе носилось «наступление новой эры». Возникало впечатление, что в этот древний китайский город, отстроенный, впрочем, по последнему слову современного дизайна, внезапно пришло сразу несколько караванов – и каждый торговец стремится урвать свой кусочек прибыли, а значит, счастья.

Казахстанцы подписывали соглашение о безвизовом режиме и еще ряд не менее важных документов, узбеки – 41 соглашение, охватывающее все сферы экономики, представители Кыргызстана – декларацию об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху и попутно о создании инфраструктуры вокруг железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», которая теперь – дело совершенно решенное, каждый костыль на этих железнодорожных путях согласован и получил персонального инвестора.

На этом «празднике жизни», в который превращается каждый масштабный восточный базар, не было только россиян, которым за происходящим оставалось лишь наблюдать со стороны. К «большому столу» их не пригласили. И каждый раз, когда ставилась подпись под тем или иным документом между Китаем и каждым из центральноазиатских государств, где-то над регионом на несколько сантиметров опускался российский флаг, до недавнего времени горделиво реявший над Центральной Азией.

Рывок Китая в регион, как и региона от России, пока вполне удался

Два с лишним десятилетия все было просто и понятно: Россия поддерживает военную и политическую стабильность региона, Китай вносит свой вклад в его экономическое развитие. И казалось, что это останется незыблемым. И хотя местные лидеры с опаской относились к доминированию России, выхода из этой ситуации в обозримой перспективе они для себя не видели. Аналогичным образом вел себя и Китай, считавший сложившийся статус-кво вполне приемлемым.

Но наступило 24 февраля 2022 года. И последовала международная реакция на российскую «специальную военную операцию» в виде беспощадных санкций. А затем начались российские провалы в Украине. Москва своими руками разрушила миф о собственном военном могуществе. Более того, стала токсичной не только для партнерства с государствами Центральной Азии, но и даже для ориентации на нее. Тут-то все, как говорится, и завертелось.

При всех опасениях в отношении Китая, которые в Центральной Азии существовали всегда, а особенно теперь, когда эта страна внезапно оказалась второй экономикой мира, регион вдруг попал в весьма интересную ситуацию. С одной стороны, старый гарант оказался не в состоянии мало того, чтобы что-то гарантировать, так еще и продолжение с ним экономических связей в полном объеме могло обернуться ущербом для собственной экономики.

После 24 февраля 2022 года Россия стала токсичной для всего цивилизованного мира

С другой – ни Европа, ни США не смогли предложить центральноазиатским государствам достойную экономическую альтернативу. Прекратить «параллельный импорт» для товаров в Россию и этим обезопасить себя от вторичных санкций – ладно, возможно, почему бы и нет. Но это все?

И тут Пекин понял, что наступило время для его решительного шага в Центральную Азию. Не оглядываясь на Россию, формируя здесь собственный рынок, на котором будут установлены те правила, о которых китайцы здесь и сейчас договорятся с государствами региона.

Рывок Китая в регион, как и региона от России, пока вполне удался. И хотя между декларациями и действительностью всегда существует дистанция немалого размера, Центральная Азия и Пекин серьезно настроены пройти его вместе. Старой карты больше нет, приходится рисовать новую, с опорой на все тот же легендарный Шелковый путь.

Который доказал свою успешность когда-то – и готов повторить этот успех в новом веке. Кстати, президент Касым-Жомарт Токаев уже заявил, что второй такой саммит готов провести у себя в Казахстане. То есть эти встречи по созданию новой карты «Китай-Центральная Азия» будут теперь регулярными. А там, возможно, и Москву в ее создании поучаствовать пригласят. Разумеется, на совершенно новых условиях, при которых о возрождении ее былого влияния и речи идти не может. Флаг спущен, и вновь его поднять не удастся.