И нависла угроза над иракским Курдистаном: Барзани обратился к Байдену актуальный комментарий

Эльнур Эминоглы, автор haqqin.az

Иракский Курдистан как модель автономного региона может прекратить свое существование, если объем противоречий с центральным правительством в Багдаде сохранится.

Именно с таким предупреждением в адрес президента Джо Байдена выступил премьер-министр иракского Курдистана Масрур Барзани, призвав Вашингтон «деятельно вмешаться» в углубляющийся вокруг курдской автономии кризис.

Еще в 2006 году нынешний президент США выступил с колонкой в The New York Times с призывом защиты курдов. Пора переходить от слов к делу

С Багдадом у Эрбиля большие проблемы, которые только обострились после недавних столкновений в Киркуке, где сплелись интересы сразу курдской, арабской и туркменской общин. Причина проста – перераспределение доходов от нефтяных полей этой провинции, причем Багдад хочет забрать их себе, а Эрбиль, соответственно, категорически против этого.

Нарастают и проблемы Эрбиля с Тегераном, который обвинил автономный регион иракского Курдистана в укрывательстве вооруженных группировок, причастных к нападениям на исламскую республику. Иранские официальные лица заявили, что если эти группировки не будут разоружены и перемещены в другие районы Ирака, подальше от ирано-иракской границы до 19 сентября, то Корпус стражей исламской революции возобновит удары по ним прямо на иракской территории.

Но как это сделать в Эрбиле совершенно себе не представляют, поскольку конфликт между различными курдскими партиями, ополчениями и отрядами не прекращается ни на минуту. Главные участники, разумеется, Демократическая партия Курдистана, ДПК, которая и управляет автономией и противостоящий ей Патриотический союз Курдистана, ПСК, давно не могущие и не желающие поделить между собой власть.

На сей раз война пойдет не на жизнь, а на смерть

Если прибавить к этому недавний визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в Ирак, его встречи с туркменскими группировками и его заявления о том, что Киркук является туркменским городом, становится ясно, что статус-кво иракского Курдистана крайне неустойчив. И может если не рухнуть, то существенно сократить границы этой автономии. С соответствующим уменьшением ее доходов, которые сегодня позволяют ей достаточно успешно развиваться в экономическом плане и самостоятельно решать вопросы собственной безопасности.

В этой связи Эрбиль обращается к Вашингтону и лично к президенту Байдену, надеясь, что он выступит в качестве верховного арбитра между конфликтующими как внутри автономии, так и вне ее игроками. Видимо, помня о том, что еще в 2006 году нынешний президент США выступил с колонкой в The New York Times, в которой писал о необходимости разделения Ирака на три отдельных региона – курдский, шиитский и суннитский.

Но с той поры в Ефрате и Тигре слишком много воды утекло. Изменилась не только ситуация, но и подход к проблеме со стороны Вашингтона. Сейчас он избегает брать на себя дополнительные обязательства и остерегается резких шагов, которые могли бы привести к новым гражданским конфликтам.

Если прибавить к этому недавний визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в Ирак...

Хотя если смотреть правде в глаза, эти конфликты, по большому-то счету, никогда и не прекращались – они просто усердно «заметались под ковер» путем временных договоренностей, которые каждая из сторон выполняла только в силу того, что им попросту не хватало сил, военных или финансовых.

Сейчас же сложилась ситуация, когда и сунниты, и шииты, и курды считают, что сил у них, чтобы переломить ситуацию в свою пользу, достаточно. А потому становятся по отношению друг к другу все агрессивнее, начисто утратив страх перед широкомасштабным гражданским конфликтом в Ираке.

А ведь именно в Ираке насилие — крайне опасный инструмент. Это в местной ментальности, которая склонна к чрезвычайной жестокости даже по восточным меркам. Что, в общем-то, вполне объяснимо: Ирак — это Междуречье, тысячелетиями привлекавшее завоевателей, а потому никаких компромиссов за этот райский уголок Ближнего Востока быть не могло. Любая борьба за него велась исключительно методами геноцида – это длилось веками, а то и тысячелетиями. А сейчас если и изменилась, то не слишком сильно.

И нынешнее противостояние здесь стремительно трансформируется в предпосылки к гражданской войне, которая будет вестись самыми страшными методами, вплоть до физического уничтожения противника как этноконфессиональной группы. Под корень. Тут уже впору не Байдену писать, а всему международному сообществу в колокола бить. Но у него, у этого сообщества, сейчас есть более важные и привлекающие все внимание задачи…