Россия трясет оставшимся война миров; все еще актуально
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Можно не сомневаться, что документ будет принят и в последующих чтениях. Страшно ли это? И да, и нет.
Большие державы не проводили ядерные испытания уже десятки лет. Россия в своей постсоветской истории не делала этого ни разу, Британия последний раз испытывала ядерные заряды в 1991 году, США - в 1992 году, Франция и Китай - в 1996 году. Десяток испытаний между 1998 и 2016 годами приходятся на Индию и Пакистан – по два, шесть – на Северную Корею.

Отсутствие испытаний – результат больше джентльменского соглашения, чем международно-правовой рамки, поскольку Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), заключенный в 1996 году, подписали 186 страны, а ратифицировали только 178. Из тех государств, что владеют оружием, не подписали КНДР, Индия и Пакистан, а Египет, Израиль, Иран, Китай и США не ратифицировали его.
ДВЗЯИ запрещает проводить ядерные испытания только под землей. Испытания в космосе, в атмосфере и под водой регулирует договор, заключенный в 1963 году. Его тоже подписали и ратифицировали далеко не все.
И теперь Россия, отзывая ратификацию под ДВЗЯИ, как бы уравнивает ситуацию с США: дескать, вы не ратифицировали, ну вот, теперь и мы тоже. Тем более заявляется, что никаких испытаний не будет проводиться, пока западные страны не начнут первыми.
На первый взгляд все это выглядит нестрашно. Но посмотрим на ситуацию пристальнее.
После начала большой войны в Украине из Москвы постоянно доносятся разговоры о применении ядерного оружия. Причем их ведут как лидеры государства, так и придворные клоуны и пропагандисты. Сразу после нападения на Украину Путин заявил, что силы ядерного сдерживания переводятся «в режим особого боевого дежурства», намеренно поигрывая мускулами и давая понять Западу о серьезности своих намерений. Потом была история о переносе части тактического ядерного оружия в Беларусь. Телеграм-канал Дмитрия Медведева впору маркировать знаком «радиационная опасность» по количеству рассуждений на ракетно-ядерную тематику. В политических шоу, беспрестанно идущих на основных телеканалах, угрозы «жахнуть» звучат беспрестанно. Из свежего – гениальная идея Маргариты Симоньян взорвать атомную бомбу над Сибирью, чтобы нагадить врагам России.

На фоне такой риторики и демонстративных пугающих шагов новый демарш в ядерной области воспринимается уже как заданное контекстом действие с весьма вероятными практическими последствиями. Будут эти последствия или нет – вопрос отдельный, но их ожидание возросло.
Главное же, что такое легкое обращение с ядерной темой одной из ключевых ядерных держав облегчает и подталкивает другие страны к активной деятельности в этой прежде сильно регулируемой и контролируемой области. Тем более сейчас, когда мир погружается в состояние растущей напряженности сразу на нескольких стратегических театрах.
Понятно, что у России крайне мало способов обозначить себя в качестве глобальной державы. На мировых рынках ее присутствие заметно лишь в углеводородной сфере, и то, газовый шантаж Европы позорно провалился. Остались нефть и ядерное оружие. В области балета впереди планеты всей тоже уже другие страны. Вот и остается трясти оставшимся. Жалкое зрелище. Но от того не менее опасное.