Что Путин передал Америке через Карлсона
Заранее неприлично распиаренное интервью, которое дал Владимир Путин Такеру Карлсону – именно он дал, а не у него взяли, – можно рассматривать в нескольких ключах.
В нем можно увидеть дурной анекдот. В стране, где не осталось независимой журналистики, президент дает интервью не просто оппозиционному журналисту другой страны, а бешеному пропагандисту-оппозиционеру, которого чураются даже в республиканских, сколько-нибудь уважающих себя СМИ. По российским меркам Такер Карлсон должен был бы получить в Штатах статус как минимум иноагента, а то и опасного экстремиста, заочно поданного в розыск и налаживающего контакты с главой враждебной державы. При удобном случае рекомендуется отравить. Но ничего такого с ним, конечно, не будет. Безвольная Америка смотрит на такие вещи сквозь пальцы.
Чистым анекдотом является попытка рассказать о якобы не существовавшей, а потом искусственно созданной Украине гражданину никогда не существовавших, а потом искусственно созданных Соединенных Штатов. Чесать про госпереворот в Украине тому, кто карьеру угробил, поддерживая попытку госпереворота 6 января 2020 года на вашингтонском Капитолии.
Отдельное шапито – получасовое вступление об истории украинского вопроса, способное вогнать в ступор не то что американского, а своего зрителя, привычного к чудачествам начальства.
Можно устроить фактологический анализ сказанного, и это займет несколько страниц. От элементарной чепухи про воевавшего отца Зеленского, который родился в 1947 году, до многочисленных исторических глупостей и пропагандистского наброса о якобы готовности Украины подписать мирные соглашения весной 2022 года.
Отдельно стоят перлы вроде того, что Польша сама напросилась на гитлеровское вторжение: «Поляки вынудили, они заигрались и вынудили Гитлера начать Вторую мировую войну именно с них. Почему началась война 1 сентября 1939 года именно с Польши? Она оказалась несговорчивой. Гитлеру ничего не оставалось при реализации его планов начать именно с Польши». Параллели легко проведет и третьеклассник. Европу сейчас трясет от услышанного.
Но попробуем за этой кашей, которой набита голова лидера одной из ядерных держав, за старческими застреваниями на любимых исторических темах и обидах пробиться к главному смыслу сказанного за два часа семь минут интервью.
Путин очень доволен собой и происходящим. По его убеждению, России удалось обыграть Запад и Соединенные Штаты в частности: «Стратегическая победа над Россией не состоялась, более того, она невозможна!». В Вашингтоне нужно смириться с этим и предложить Кремлю необидные условия, которые бы позволили вернуться к миру. «Вы ошиблись, вы и думайте, как это сделать наилучшим образом». Понятно, что это будет мир на условиях России-победительницы, иного не дано.
И в этом контексте невыносимый получасовый наброс про исторические корни войны имеет вполне рациональное предназначение: нужно так нагрузить далекого от наших дел американского зрителя, чтобы он пришел к выводу, что за этими событиями стоят какие-то давние споры «русских» (в самом широком смысле, который не так давно включал все народы СССР), которые грызутся из-за черт знает чего. Их нужно предоставить самим себе, пусть сами разбираются, а средства из американского бюджета самим нужны.
Так что это была вовсе не безобидная или бессмысленная беседа выброшенной на обочину бывшей звезды американского телевидения с российским диктатором. Первому вполне удалось «хайпануть» и вернуть, хоть ненадолго, внимание всего мира, второй пытался провести вербовочную операцию американских крайних правых, поведенных на конспирологии и склонных к изоляционизму, и передать в Белый дом приглашение выкинуть белый флаг. Насколько Путину удалось задуманное, судить тяжело. Но он старался.