Из Москвы выдворяют таджиков
Из Москвы и других регионов России начали массово выдворять мигрантов из Таджикистана.
Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как в России разворачивается очередная кампания. Беспощадная – поскольку ломает судьбы людей, имеющих несчастье попасть в ее жернова. И бессмысленная – поскольку не решает существующие проблемы, а просто «бьет по хвостам».
От Подмосковья до заполярного Норильска сейчас одно и то же: «Полиция гребет на улицах почти всех мигрантов, особенно если они с паспортами Таджикистана. Всех везут в отдел, проверяют», - сообщают очевидцы. А говорящие головы из числа «экспертов по проблемам миграции», число которых за последние дни в российских СМИ выросло на порядок, заговорили о необходимости введения визового режима со странами Центральной Азии.
Якобы это самый надежный рецепт против терроризма. Что свидетельствует как об уровне их компетенции, так и об уровне растерянности, царящей в российских элитах после теракта в «Крокус Сити Холле». Ведь совсем недавно в увеличении числа мигрантов власти не только не видели ничего плохого, но и преподносили это как благо для российской экономики. И открыли для них настоящую «зеленую улицу».
Согласно официальным данным МВД РФ, в 2022 году российское гражданство получили почти 174 тыс. выходцев из того же Таджикистана, при том, что в 2012 году их число не превышало 10 тысяч человек в год. А по последним данным Института демографических исследований ИС РАН, общее число таджикских мигрантов в РФ перевалило за 3 миллиона человек. Напомню, что сегодня в самом Таджикистане проживает 10 миллионов человек.
Сегодня маятник, на первый взгляд, качнулся в обратную сторону. Уже и член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Шеремет призывает к ограничению въезда мигрантов на время войны с Украиной. И вице-спикер Госдумы, экс-кандидат в президенты Вячеслав Даванков выступил за ужесточение критериев депортации: «За малейшее правонарушение, в том числе административное».
А в московской полиции создали группы из участковых и сотрудников уголовного розыска для дополнительных проверок иностранцев. Силовики будут проводить рейды по местам скопления мигрантов, в том числе в хостелах и управляющих компаниях, а также патрулировать трассы и искать нелегалов вместе с сотрудниками ДПС.
Но в том и дело, что это просто очередная кампания. И маятник качнулся в обратную сторону, в сторону ужесточения правил миграции, только на первый взгляд. Поскольку нелегальная и полулегальная миграция имеет под собой мощную финансовую основу, это тот серый рынок. В котором крутятся миллиарды долларов и все строится вокруг нехитрой, а потому практически неубиваемой схемы: отношения между рабочими из ЦА и работодателями из РФ полулегальны. Первые получают зарплату «в черную», а вторые, соответственно, не платят налоги и прочие отчисления.
Потому выдворение трудовых мигрантов или ужесточение условий их пребывания обернутся убытком, в первую очередь, не для простых гастарбайтеров, кто бы о них думал, а для самих работодателей и тех, кто проворачивает эти схемы в ЖКХ, строительстве и сфере услуг. А ведь ни для кого не является секретом, насколько болезненно эти люди относятся к попыткам ущемить их в доходах.
К тому же есть и еще одно объективное обстоятельство – все эти отрасли испытывают сейчас, по вполне понятным, но на официальном уровне неназываемым причинам, острый дефицит в кадрах. Поэтому ограничение трудовой миграции только ухудшит эту ситуацию. Как и откровенно непродуманные, мягко говоря, инициативы региональных властей, запрещающие мигрантам работать в тех или иных сферах деятельности. Запретить-то не проблема – проблема в том, кем заместить.
Так что все нынешние разговоры о запрете миграции – это от незнания ситуации и не от большого ума. Побурлят и схлынут. И рецептом от терроризма подобные меры уж точно послужить не могут. Но это тема совершенно отдельного разговора.