Армяне берут под контроль Молдавию haqqin.az из Кишинева

Анна Жданова, спецкор, Кишинев

На фоне глобальной мощи и довлеющей «руки» всяко разных Вашингтонов-Кремлей-Брюсселей и их союзных мировых структур, от внимания как-то ускользают скромные шефы и менеджеры из представительств организаций вроде МВФ, ОБСЕ, ООН, ВБ и прочих, которые расквартированы в подведомственных столицах и заняты принятием вполне конкретных решений на местах. Как гласит вечно актуальная совдеповская пословица, неважно – кто директор, важно – кто на смене.

Ни для кого не секрет, что как внутренняя, так и внешняя политика ряда восточно-европейских государств находится под серьезнейшим влиянием крупных мировых держав и их союзов. В Молдове даже пристрастия населения определяются лояльностью западному или восточному вектору: например, экс-президент республики Владимир Воронин недавно прошедшие президентские выборы назвал «референдумом», поскольку оба претендента на главную должность страны представляли собой конкурирующие проекты двух центров геополитического противостояния.

За четверть века молдавской государственности эта страна так и не сумела обрести достаточную экономическую стабильность – слово «кризис» здесь постоянно не звучало лишь в период президентства Владимира Воронина. И то пару-тройку недолгих промежутков времени. Соответственно, решение вопросов по затыканию дыр в бюджете, обеспечению реформ, инвестиций, по проектам инноваций или развития больше всего напоминает стояние с протянутой рукой за кредитами, грантами и иными формами внешнего финансирования. Стало быть, вот еще одна пословица: кто заказывает музыку, тот и платит.

Разумеется, западные чиновники на местах – это не сама Генассамблея ООН, не ПАСЕ и не главный офис, скажем, Всемирного банка. Но кому, когда и как потекут денежки из «кошелька», потекут ли вообще или потом, решают именно представители региональных представительств, представляющие обозначенные свыше представления о предоставлении финансирования. И ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов значимость этой не слишком приметной ручонки.

На внедрение проектов Совета Европы в малообеспеченную Молдову приходит порядка двух десятков миллионов долларов ежегодно, не считая того, что данная организация и ее офис сплошь и рядом дают ценные рекомендации и указания по разным вопросам чуть ли не всем государственным институтам. Представительством Совета Европы руководит Хосе Луис Герреро, чье «одобрямс/не одобрямс» и другое общественно значимое кивание непременно имеет публичный резонанс и ощутимый эффект.

В начале ноября нынешнего года еврочиновник Герреро приветствовал создание Совета по предупреждению пыток при Офисе адвоката народа. (Ох, любят европейские правозащитники эту тему и, в основном, в контексте пенитенциарной системы – больного для Молдовы вопроса.) Значит, гранты и финансовые вливания либо уже поступили, либо ожидаются. Тут еще молдавское руководство задумало строить новую тюрьму по евростандартам взамен старой, от царских времен доставшейся. Деньги немалые.

Руководителем проекта Совета Европы «Поддержка реформ криминальной юстиции в Республике Молдова» является некая Маргарита Галстян, чья этническая принадлежность вполне очевидна. И понятно, кому при случае в пояс поклонятся чиновники молдавского Минюста. Напомним о вопиющей коррумпированности местных правовых структур, где «рыльце в пушку» не редкость, и о набившем оскомину многолетнем процессе реформирования системы правосудия и органов юстиции, направленном, в первую очередь, на борьбу с достославной коррупцией.

В центре Нуне Мангасарян

Если без участливого и активного внимания Совета Европы Молдову и представить трудно, то без аббревиатуры «ОБСЕ» редко проходит хоть какое сколько-нибудь существенное событие. Здесь и наблюдение за ходом всех электоральных кампаний, и процесс приднестровского урегулирования, и общий грандиозный комплекс аспектов, связанных с Соглашением об Ассоциации с Евросоюзом. Естественно, Майкла Скэнлона, главу миссии ОБСЕ, знают очень многие. Зато имя Серго Халатяна в прессе практически не встречается, а это один из ведущих чиновников представительства.

Достаточно часто на публике появляется директор молдавского офиса ЮНИСЕФ Нуне Мангасарян, – то больницы инспектирует, то презентует очередные инициативы Детского фонда ООН. О масштабах проектов данной организации можно судить по недавней скромной затее почти на полмиллиона евро, относящейся к поддержке малообеспеченных семей с детьми, в тесном контакте с Минздравом и Минтруда и соцзащиты республики. Предполагается развитие идеи со строительством яслей, обучением специалистов и запуском недешевой информационной кампании. Тоже, кстати, рабочие места с приличным вознаграждением для местных менеджеров разных уровней.

Как и прочие международные структуры, ЮНИСЕФ не забывает о Приднестровье. Полтора года назад Нуне Мангасарян выслушала слова благодарности за медицинское оборудование и программу вакцинации для ПМР. Встречу проводила тогдашний министр иностранных дел Нина Штански, ныне супруга приднестровского президента Евгения Шевчука. Госпожа Мангасарян не раз получала публичное признание заслуг и от нынешнего премьер-министра, и от вице-премьера, и от других высших чиновников Молдовы.

Столь же социально значимые и щедрые проекты поддерживает ПРООН, где постпредом является Нарине Саакян. (В кишиневском офисе Совета Европы с 2013 года одним из ведущих администраторов значилась Ирина Саакян. Совпадение?) Например, молдаване уже год успешно осваивают 3 миллиона евро из программы ПРООН «Поддержка мер по укреплению доверия» для 20 населенных пунктов с обоих берегов Днестра, где реализуются проекты стоимостью от 100 до 190 тысяч евро в медицинских, образовательных, спортивных и культурных учреждениях. Программа финансировалась ЕС, и Нарине Саакян сказала по этому поводу, что «крайне важно поощрять и поддерживать реализацию проектов, направленных на повышение уровня и качества жизни людей по обе стороны реки».

Пока до 2018 года продолжается «Поддержка мер по укреплению доверия», и в ПМР получают средства на реконструкцию социальных объектов, ПРООН, подобно ЮНИСЕФ, озаботилась здоровьем молдавских детей. В конце мая в Программе развития ООН решили, что молдавские школьники должны есть больше фруктов. Постпред объявила о сборе средств с обещанием удвоить собранную сумму за счет ООН на закупку яблок, которые будут «привлекательно упаковывать» по 80 граммов и дважды в неделю раздавать в школах.

Стоит ли ожидать иной реакции, кроме горячей благодарности, от молдавского Минпросвета? Успеваемость и здоровье учащихся – не шутки! ПРООН во главе с постпредом берет на себя общую организацию программы, выбор поставщиков, предоставление технологий и средств на упаковку яблок. Нарине Саакян отметила: «Мы будет внимательно мониторить, как тратятся деньги, какие услуги за них предоставляются, и каковы результаты».

Оно, конечно, нехватка в детском рационе яблок в аграрной стране, где год назад фермеры свалили их возле Минсельхоза, протестуя против политики властей, отсутствия поддержки и рынков сбыта, явление показательное. Да и откуда взять средства для этой самой поддержки ведущей отрасли экономики, если бюджет уже давно трещит по швам, а из казны украден миллиард и переведен в госдолг? То есть, даже дети, недоедающие яблок, уже сейчас должны по паре сотен евро.

Справа Нарине Саакян

Грантовые субсидии и инвестиции могут «подкормить» на местах и сыграть свою роль в работе важных министерств и ведомств, но общегосударственные проблемы они не решить не могут. Остается лишь кредитование МВФ, сколь бы неоднозначными мерами оно ни было чревато. В начале года постоянный представитель МВФ по Молдове Армине Хачатрян сообщала, что посетившие республику сотрудники Фонда лишь знакомились с ситуацией, а руководство Молдовы уже тогда радостно рапортовало о большом достижении.

Официальный Кишинев всегда с гордостью козыряет добытыми средствами, пусть и на тех условиях, когда поднимаются чуть ли не все бюджетные сборы и снижаются социальные выплаты из госфинансирования. После нашумевшей кражи миллиарда новые условия МВФ, и без того жесткие, произвели тягостное впечатление даже на самых оптимистичных экономических аналитиков. Как тут ссориться с постпредом?

Понятно, что ни Армине Хачатрян, ни любой другой представитель Фонда не могут диктовать государству решения вне пределов финансовой компетенции. Однако спорить с главным донором и кредитором и в кулуарах – серьезный риск. Зато спикер парламента Андриан Канду относительно новой трехлетней программы МВФ для Молдовы заявил, что из кризиса страну вывести удалось и сейчас она движется по пути экономической стабилизации.