Буря дерьма в России актуальный комментарий

Евгений Бай, автор haqqin.az

В России вот уже больше недели бушует скандал. Негодуют тысячи пользователей интернета. На страницах патриотических газет исходят злостью комментаторы и публицисты. Гневно возмущаются члены Совета Федерации. Часть выражений моих соотечественников просто невозможно передать в СМИ по соображениям цензуры.

Николай Десятниченко

Виной всему стал гимназист из Уренгоя Николай Десятниченко, которому только что исполнилось 18 лет. Ему выпала честь выступить в немецком Бундестаге. 

Свою короткую - всего две минуты речь Десятниченко произнес на церемонии, посвященной Дню скорби, который отмечается в Германии в память о погибших в войнах и жертвах насилия со стороны властей.

На ней российские школьники и гимназисты из немецкого города Кассель рассказали о солдатах Красной армии и Вермахта, погибших во время Второй мировой войны.

И вот эти самые две минуты так возбудили россиян, что они не могут успокоиться до сих пор. Активисты-общественники и депутаты призывают Генеральную прокуратуру расследовать это дело. Другие требуют срочно передать дело в ФСБ. Наиболее часто звучащим рефреном является призыв провести тщательную проверку в гимназии Уренгоя, в которой учится мальчик, проверить на благонадежность его учителей, выяснить, кто в его неокрепшем мозгу мог посеять столь крамольные мысли, А после этого звучит по всей России призыв - проверить всю систему образования, чтобы впредь не допустить ничего подобного.

"Безвинные солдаты Вермахта"

Что же такого крамольного сказал российский гимназист в немецком Бундестаге? Чтобы не быть голословным, приведу несколько выдержек из его выступления. Десятниченко рассказывает, что ему предложили участвовать в проекте, посвященном солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. И в процессе исследования и позднее, в сотрудничестве с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, он узнал и подробно изучил биографию немецкого солдата Георга Йохана Рау, погибшего под Сталинградом.

"История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули для посещения захоронения вблизи города Копейска, - говорит школьник. - Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка, участник войны, который был командиром стрелковой роты".

немецкий солдат в Сталинграде

Дальше Десятниченко привел цитату из Отто фон Бисмарка: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну».

Однако замечательные слова Бисмарка совершенно не тронули сердца российских граждан. Они обратили внимание лишь на одно высказывание школьника - о "невинно погибших" людях, которые "испытывали невероятные трудности". Как могут быть "невинно погибшими" нацистские ублюдки, которые напали на нас и оккупировали нашу страну? - спрашивают граждане. Как такое вообще можно говорить?

Десятниченко назвали "уродом" и "предателем", "защищавшим гитлеровцев". В его адрес посыпались угрозы физической расправы, о которых сообщила мать гимназиста. «Да, поступают угрозы, его оскорбляют и обзывают, угрожают, что "мы, мол, его встретим", -говорит Оксана Десятниченко. - Я полагаю, что это не тот случай, когда к ребенку нужно применять репрессивные меры. В данном случае он не имел в виду ничего плохого».

Семья школьника оправдывается. Мать Николая говорит, что неадекватная реакция общественности стала для нее полной неожиданностью. По ее словам, причиной неправильной трактовки доклада ее сына стал регламент выступления, из-за которого речь пришлось сократить в четыре раза.

«Хочу пояснить, что изначально мы с сыном готовили речь на 7-8 минут», — говорит она, подчеркивая, что речь в итоге пришлось сократить до двух минут. Целью выступления Николая, по словам его матери, была миссия мира. Своим выступлением гимназист хотел показать, что «в Германии воевали и такие люди, и такие солдаты, которые, возможно, не хотели войны и попали не по своей воле туда».

Конечно, многие выступили в защиту школьника, таких было немало и среди известных в России людей. "Николай Десятниченко выступил с короткой речью в Бундестаге о памяти жертв Второй Мировой войны, - говорит доктор исторических наук Андрей Зубов. - Это по себе уже замечательно - представляю немецкого юношу из, скажем, Шлезвига, выступающего в Государственной Думе. Но слова, сказанные Николаем, были еще более замечательны".

Объективные наблюдатели отмечают, что вместе с Десятниченко выступили и немецкие школьники, которые с пониманием говорили о миссии солдат Красной армии, воевавших в Германии. Но в России буря, которую немецкая газета Frankfurter rundschau назвала Russischer Shitstorm ("буря дерьма") не утихает.  

История приобрела такой резонанс, что в защиту школьника вынужден был выступить пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Он сказал, что считает неверным обвинять выступившего в бундестаге школьника в злом умысле, пропаганде нацизма и «всех смертных грехах». Пресс-секретарь Путина также подчеркнул, что в Кремле считают уместным не заниматься «упражнениями в плане человеконенавистничества», а сосредоточиться на вопросах образования.

Дмитрий Песков в недоумении

"Упражнения человеконенавистничества"

Песков, конечно абсолютно прав. Беда однако в том, что словесные упражнения человеконенавистничества" стали в России неотъемлемым атрибутом общественного дискурса. Те зарубежные граждане, которые смотрят ежедневные дискуссии по двум главным российским федеральным телеканалам, не могут не дивиться тону, истерической ноте, на которой они проходят. Особенно это заметно, когда речь идет об Украине или, например об Америке. Никаких уступок ни "поганым хохлам", ни "треклятым империалистам". Всем покажем кузькину мать! Возьмем Киев в течение 48 часов! Испепелим Америку ядерными боеголовками!

Порой эти дискуссии, которыми так настойчиво пичкают рядовых граждан российские пропагандисты переходят в потасовку, во взаимные оскорбления с пеной у рта. И так изо дня в день. Мне, как человеку, много ездившему по России, знакома следующая картина. Сидит какая-нибудь семья пожилых людей у старенького телевизора где-нибудь в селе Кукуево. Зима, метель. Телеящик принимает только Первый канал и канал "Россия 2". А в нем в воскресный вечер только Владимир Соловьев с его высоким соловьиным пометом, да шаркающий ножкой Дмитрий Киселев.

Они втолковывают неосведомленным зрителям о чудовищных происках против нашей страны, которые идут отовсюду. Враги везде. Америка, Европа, Украина. Все они только и мечтают о том, чтобы унизить Россию. В умах миллионов возникает простая схема - "мы и они", "друзья и враги", "черное и белое". Никаких полутонов. 

И вот на эту унавоженную почву и падают сообщения о том, что некий гимназист оправдывает гитлеровцев. Предатель, сукин сын, как ему позволили это говорить, да еще у немцев?

Как справедливо замечает российское издание Gazeta.ru выступление уренгойского школьника в Бундестаге между тем никак не противоречит отечественной пропаганде. У нас давно уже принято считать, что СССР воевал с нацизмом, а не с немецким народом, которым сам стал жертвой Гитлера. Ничего ужасного Десятниченко не сказал. У нас вышло немало книг и фильмов о том, как сердобольные российские матери, которые потеряли на фронте детей давали кров и немецким солдатам, дезертировавшим или попавшим в плен. Были и картины о любви российских девушек и немецких офицеров. Одна из последний - "Рай" Андрея Кончаловского.

Воюем сами с собой

Но официальная трактовка в последние годы стала уступать место более реваншистской версии, которая нашла отражение в стикерах на многочисленных российских автомобилях "на Берлин". "Можем повторить" недвусмысленно обещают кричащие головы на многочисленных ток-шоу. 

Волну мракобесия во многом подстегивают, помимо глашатаев эфира православные иерархи. Еще недавно они горой стояли за отмену показа с их точки зрения провокационного фильма "Матильда", рассказывающего о любви будущего императора и польской балерины. Фильм удалось отстоять не в последнюю очередь, разумеется, при поддержке властей. Теперь переключились на несчастного школьника Десятниченко.

После слов Пескова об "экзальтированной травле", как и в случае с "Матильдой" уренгойского школьника, надо полагать, оставят в покое. Но в обществе ничего не изменится. Как пел наш прославленный бард Борис Гребенщиков, "мы ведем войну уже семьдесят лет, нас учили, что жизнь этой бой, но по данным нашей разведки мы воевали сами с собой". Миллионы разгоряченных неврастеников, взращенных неутомимой пропагандой, только и ждут повода, чтобы сорваться с цепи. А поводом может быть что угодно и кто угодно - школьник или школьница, твит или блог. Пару лет назад чуть было не перекрыли кислород независимому телеканалу "Дождь" за то, что тот осмелился провести "провокационный" опрос среди зрителей - не нужно ли было отдавать Ленинград немцам, чтобы избежать гибель миллионов людей?

Атмосферу в российском обществе хорошо и немудрено передал простой человек с Кенозера, что в Архангельской области в фильме Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". «Вроде пенсию платят и в магазинах все есть, а люди все равно нервные», - задумчиво говорит он.

Уже не семьдесят лет, а все сто мы воюем сами с собой. Не понимая наших реальных интересов, не замечая реальных проблем. Доходы россиян падают, россиянам не хватает денег на еду, сообщает haqqin.az. Но прав человек с Кенозера. В начале 90-ых годов денег совсем не было, равно как и продуктов на прилавках, но российское общество не было таким агрессивным и непримиримым, как сейчас. У нас есть великий День победы, но нет как у немцев Дня скорби. Мы в отличие от них не принесли покаяния за совершенные Сталиным чудовищные преступления. Наш поезд по-прежнему в огне. И старая строфа из песни БГ остается: "И нам не на что больше жать. И нам некуда больше бежать".