Русская православная церковь жестко отреагировала на решение Константинопольской православной церкви предоставить автокефалию (статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей) Украинской православной церкви.
Как напоминает haqqin.az, на заседании Синода (высшее церковное учреждение православной церкви – ред.) в Минске 15 октября было принято решение о разрыве евхаристического общения (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками – ред.) с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине.
Русская православная церковь (РПЦ) - самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей, она ведет свою историю от крещения Руси в 988 году.
Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 млн человек.
РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тыс. приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдову, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию.
Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.
Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле.
Церковь насчитывает более 5 млн прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тыс. приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).
Вопрос предоставления автокефалии украинской церкви обсуждался даже на заседании Совета безопасности России.
Много дискуссий и в Украине. Например, украинский политолог Валентин Гайдай считает, что Варфоломей (Константинопольский патриарх) «задумал украсть украденное, а именно - приходы, монастыри и епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (которые вначале 1990-х украли у УПЦ), переподчинив их себе».
«Вот и случилось …- Варфоломей начал отжимать имущество раскольников. Андреевскую церковь (которая принадлежит УАПЦ) хотят передать Константинополю. Так гляди и у Филарета (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата – ред.) Владимирский собор отожмут», - написал украинский эксперт на своей странице в фейсбуке.
Между тем, после решения Синода о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, с аналогичным заявлением выступила и Душанбинская православная церковь. Об этом СМИ рассказал иеромонах Владимир (Мухин), клирик Таджикской епархии.
В свою очередь известный общественный и религиозный деятель России, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью haqqin.az заявил, что разрыв отношений епархий, имеющих отношение к Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом – естественное явление.

- И все остальные епархии должны это сделать, в том числе и Бакинская и Азербайджанская епархия?
- Естественно. Все епархии РПЦ находятся, так скажем, «в поле действия» принятого решения.
- Значит, каждая из епархий должна сделать отдельное заявление?
- Нет, этого не нужно. Повторюсь, это решение (Синода –ред.) автоматически касается всех епархий Русской православной церкви.
- Чем вся эта ситуация может грозить? Насколько я знаю, российская православная церковь – самая большая по численности прихожан. Кому эта конфликтная ситуация на руку и к чему она приведет?
- Этот конфликт начат не нами, а западными силами, которые используют Константинопольский патриархат для того, чтобы сделать украинский народ врагом России.
И когда Константинопольский патриархат признал раскольников, он стал сам раскольнической структурой. Для них Бог на втором месте. Лично я считаю, что этот патриархат нельзя считать православным. Так что решение нашего Синода ожидаемое и правильное.
Константинопольский патриархат в течение многих лет ведет богоборческую политику. Они стараются либо расколоть православную церковь, либо переформатировать под «западную демократию».
Слава Богу, этого пока не получилось, но попытки раскола православных народов и противопоставление их друг другу происходят.
- А если говорить о политической составляющей? Многие считают, что Константинопольский патриархат, как бы странно это не звучало, поддерживают турецкие власти… Как это может сказаться в целом на отношениях между Россией, Турцией и Азербайджаном?
- Я не думаю, что Анкара поддерживает Константинопольский патриархат. Его поддерживают власти заокеанской страны. Достаточно вспомнить, что один из самых скандально известных константинопольских патриархов Афинагор I прилетел в Турцию на самолете президента США Гарри Трумэна (он стал первым константинопольским патриархом, не имевшим турецкого или оттоманского гражданства после падения Константинополя – ред.).
Так что повторюсь, хозяева Константинопольского патриархата находятся за океаном. Я уверен, что Анкара поймет, кто сейчас действует в интересах западных манипуляторов.