И снова кошка пробежала между Нетаньяху и Нахайаном главная тема на Ближнем Востоке

Икрам Нур, автор haqqin.az

Власти Объединенных Арабских Эмиратов опровергли заявления главы израильского правительства о договоренностях, согласно которым национальный инвестиционный фонд Абу-Даби вложит в израильскую экономику 10 миллиардов долларов.

Многострадальная история о том, как израильский премьер очень хочет, но никак не может попасть в Эмираты, всего за несколько дней получила уже третье объяснение. И, как представляется, окончательное.

Эмираты сложно расстроить, но Нетаньяху это удалось

Изначально говорилось о том, что Биби и рад бы вылететь в Абу-Даби, но вот только супруга у него заболела, ей предстоит операция по удалению аппендицита.

Затем офис израильского премьера выпустил заявление, в котором рассказывалась какая-то совсем уж детективная история: визит, дескать, не состоялся потому, что Иордания слишком долго не согласовывала пролет его самолета через свое воздушное пространство.

Якобы – в отместку за инцидент с Хусейном ибн Абдаллой, сыном короля Иордании, многочисленную вооруженную охрану которого израильские пограничники отказались пропускать через границу, когда наследный принц намеревался посетить мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме.

В конце концов, как говорилось в заявлении аппарата Нетаньяху, Иордания разрешила полет, но разрешение было получено слишком поздно. Вот потому израильский премьер и наследный принц Эмиратов Мухаммад бен Заид решили перенести визит.

Но тут выступили официальные представители ОАЭ и сообщили третью версию развития событий вокруг этого поистине многострадального визита: он не состоялся по политическим причинам. Таким образом Абу-Даби дает понять, что все связано с недовольством Эмиратов действиями самого Биньямина Нетаньяху.

По информации издания Kann, представители ОАЭ в разговоре с западными дипломатами отметили: «Мы заключали соглашение с Израилем как с государством, мы заключали соглашение с Израилем как с народом... Не с одним человеком».

На носу предстоящие выборы в израильский Кнессет, и Нетаньяху вместе с его партией «Ликуд» крайне важна серьезная международная победа. Поэтому сначала он активничал в отношении «намечающейся исторической встречи» с наследным принцем Саудовской Аравии бин Салманом.

Встреча действительно готовилась – но вскоре подробности конфиденциальных деталей её подготовки оказались в СМИ, причем – не по вине саудитов. И сын Хранителя двух Святынь был вынужден дать отказ. Более того, раскрытие подробностей встречи вызвало у него негодование.

И вызвали негодование бен Салмана

Судя по всему, должных выводов Нетаньяху не сделал. И измотанный предвыборной гонкой его аппарат раструбил о том, что Эмираты приняли решение создать фонд на сумму в $10 млрд для стратегических инвестиций в Израиле. Пояснив при этом, что данный инвестиционный фонд будет предназначен как для эмиратских инвестиций в Израиле, так и для совместных с Израилем инвестиций ОАЭ в различных секторах, включая энергетику, промышленное производство, водоснабжение, космические исследования, здравоохранение и агропромышленный комплекс.

Не вызывает сомнений, что договоренности о создании такого фонда действительно существуют. Как отмечает докторант Оксфордского университета Самуэль Рамани, «Авраамовы соглашения являются венцом внешнеполитических достижений Биньямина Нетаньяху, и демонстрация этого выгодна с точки зрения избирательных перспектив. Это также подчеркнуло бы глубину отношений между Израилем и ОАЭ для региональной аудитории, потому что у обоих государств уже налажены обмен технологиями, совместные портовые инвестиции и стратегическое сотрудничество против Ирана и Турции».

Вопрос в том, что Абу-Даби старается избегать особой публичности в столь деликатном вопросе, как стремительное углубление партнерских отношений с израильским государством. И стремление Биби использовать этот процесс в личных политических целях в предвыборный период – вызывает у них весьма негативную реакцию. Тем более когда речь идет о деньгах. Точнее - об огромных деньгах.

То, что для Нетаньяху является огромной внешнеполитической победой – для арабской «улицы» выглядит совсем наоборот, а для правящих элит арабских монархий и вовсе является сложным и рискованным вопросом, в котором слишком много стоит на кону. Словом, как отмечают знакомые с ситуацией наблюдатели, «Эмираты сложно расстроить, но Нетаньяху это удалось». Реализацию Авраамовых соглашений это, конечно, не сорвет, но то, что замедлит и усложнит – очевидно.