Китай нанес удар и по Великобритании Дракон наступает на Запад

Шэн Сию, специально для haqqin.az, Пекин

Пресс-секретарь Министерства иностранных дел КНР объявил о санкциях в отношении девяти физических и четырех юридических британских лиц, которые, по мнению Пекина, распространяют ложь и дезинформацию в отношении «уйгурского вопроса».

Причем в заявлении дипломатического ведомства Китая особо подчеркивается, что Пекин «оставляет за собой право принять и дальнейшие меры». Проще говоря, нынешние санкции могут быть и расширены.

Всего несколько дней назад мы писали о том, что позиция ряда европейских стран, США и Канады не останутся без жёсткого ответа с китайской стороны. И только внешне введённые против британских физических и юридических лиц санкции могут показаться символическими и в чём-то даже декоративными.

Китай раздражать – только прибыль от совместных проектов терять

В Лондоне так не считают, поскольку экономическая зависимость британской экономики от Китая становится все сильнее. Настолько, что это уже вызывает на берегах Темзы серьёзную озабоченность.

В прошлом году выяснилось, что Великобритания зависит от Китая в 71 категории критически значимых товаров, в том числе от поставок фармацевтических ингредиентов, химикатов, мобильных телефонов и ноутбуков. В частности, фармацевтическими ингредиентами, необходимыми для производства болеутоляющего, антибиотиков и противовирусных лекарств, Великобританию на 50% обеспечивает Китай.

А во втором квартале минувшего года Великобритания впервые импортировала из Китая больше товаров, чем из всех других стран. По данным Национальной статистической службы (ONS), доля импорта из Китая выросла с 8,6% в первом квартале до 13,4% - во втором. Причем объем импорта текстиля из Китая вырос на £900 млн и составил во втором квартале £1,16 миллиарда.

Выступая в британском парламенте в октябре 2015 года, лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что отношения между Китаем и Великобританией становятся все более взаимозависимыми: «Хотя наши страны находятся по разные стороны Евразийского континента, их отношения носят долговременный и взаимовыгодный характер».

выступление товарища Си в британском парламенте

Вот только Лондон это совершенно не радует. Как сообщало The Times, по инициативе премьер-министра Бориса Джонсона правительство страны намерено разработать план под названием «Проект «Защита». Его цель состоит в том, чтобы избавиться от зависимости Лондона в отношении импорта из Китая на фоне пандемии коронавируса.

По информации издания, членам правительства было поручено определить основные уязвимые места в экономике страны для «потенциально враждебных иностранных правительств в рамках нового подхода к национальной безопасности». Работу в этом направлении возглавляет глава МИД Великобритании Доминик Рааб.

Правда, на фоне экономического спада в эпоху коронавируса получается это, мягко говоря, не очень. Исследования о зависимости от китайской продукции были проведены в 2020 году и в отношении США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Результаты продемонстрировали, что в совокупности пять стран зависят от Китая по 5 910 категориям товаров, из которых 319 — необходимые для важнейших отраслей промышленности.

Как известно, вводимые санкции имеют смысл тогда, когда они действительно могут создать угрозу экономике страны, в отношении которой вводятся. Как видно из приведенных выше примеров, КНР действительно располагает серьезными рычагами давления в отношении тех, кто решил поиграть с ним в санкции по «уйгурскому вопросу». И первичные санкции – это предупредительный выстрел в воздух, указание на то, что дальше может последовать и нечто более серьёзное.

Примечательно, что на арабском Востоке ситуацию поняли совершенно правильно. Буквально на днях наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман заявил: «Саудовская Аравия твердо поддерживает законную позицию Китая по вопросам, связанным с Синьцзяном и Гонконгом, выступает против вмешательства во внутренние дела Китая под любым предлогом и отвергает попытки определенных сторон посеять раздор между Китаем и исламским миром».

Он, в отличие от европейских лидеров, прекрасно понимает, что Китай раздражать – только прибыль от совместных проектов терять.