Крушение прокси Ирана наш комментарий

Джавад Шабири, автор haqqin.az

Верховный суд Ирака в понедельник, 27 декабря, ратифицировал результаты октябрьских парламентских выборов и отклонил апелляции, поданные поддерживаемыми Ираном шиитскими группировками. Их претензии отвергнуты, повторного голосования в стране не будет.

«Все было честно, хватит протестовать, хватит навязывать нам свою волю, нужно работать над спасением страны», - скользило между строк в выступлении судьи Джассима Мохаммеда, когда вчера в столичном суде Багдада он зачитывал решение Верховного суда по итогам состоявшихся в октябре парламентских выборов.

Парламент Ирака вышел из под контроля Ирана

Проиранские силы потеряли 31 место в парламенте, и теперь их фракция будет составлять 17 человек, что не оставляет им возможности сколько-нибудь серьезно присутствовать в официальном политическом поле Ирака. Хади аль-Амири, лидер поддерживаемой Ираном шиитской политической коалиции ФАТХ, уже выступил с заявлением, в котором пообещал подчиниться решению суда. Остальные участники проиранских группировок промолчали.

Поскольку сказать им, собственно, было нечего. В ноябре Ирак посетил руководитель «Аль-Кудс» Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) генерал Исмаил Гани, который не только встретился с пережившим покушение премьером Мустафой аль-Казими, но и собрал в иранском посольстве руководителей проиранской коалиции. Разговор был жесткий, нервный, временами – на повышенных тонах.

В смягченном варианте иранские требования к своим клиентам выглядели следующим образом: отказаться от «любых действий, угрожающих безопасности Ирака, поскольку стране нужна стабильность и внутреннее единство». В противном случае Тегеран откажет им в поддержке, в том числе – финансовой. Поскольку дальше терпеть «вольницу и самостийность» иранских прокси у него уже нет возможности – слишком уж критически выглядит для него ситуация.

Гани прилетел в Багдад, но не сумел разрулить ситуацию

Местные проиранские прокси становятся обузой для Тегерана. Во-первых, потому как стремительно криминализируются, от борьбы за идеи скатываясь к борьбе за источники доходов, обкладывая данью иракский бизнес, обирая местных торговцев и население. Во-вторых, потому как начали откровенно игнорировать интересы Ирана. В частности, вступили в альянс с местным филиалом Рабочей партии Курдистана и начали наносить удары по турецкому контингенту, находящемуся в стране. Анкара в связи с этим выражает решительный протест Тегерану, а тот находится не в том состоянии, чтобы сейчас осложнять отношения с Турцией.

Поэтому иранцы достаточно спокойно восприняли поражение своих клиентов на парламентских выборах в Ираке. «Ястребы» в КСИР хотели бы, конечно, переиграть ситуацию – но Ибрагиму Раиси удалось убедить канцелярию Верховного лидера в том, что безоговорочная поддержка проиранских прокси в Ираке принесет больше проблем, чем пользы.

Вступившие в союз с курдскими террористами проиранские прокси наносят урон интересам Тегерана

А, заодно, и в том, что ряды этих прокси нуждаются в серьезной чистке. Нет больше генерала Касема Сулеймани, умевшего держать этих людей в «ежовых рукавицах», Исмаил Гани не обладает таким авторитетом, связями, умением понимать глубинную специфику Ирака – а потому проще отсечь неуправляемые элементы, преисполненные энтузиазма, но обделенных разумом и политическим чутьем.

В конце концов, с теми, кто окажется на обочине – расправятся сами иракцы. А на их место придут другие, более тонко понимающие политический момент, склонные к гибкости и компромиссам. Все логично – старые кадры Ирана в Ираке выполнили свою задачу, и теперь надобность в них отпала. Приходит время новых кадров, которые будут более дисциплинированы и проводить интересы Тегерана в Багдаде станут новыми методами.

Ирак иранское руководство от себя не отпустит – но будет удерживать Багдад более «мягкими» способами. В этом отношении решение иракского Верховного суда о признании итогов парламентских выборов Тегерану даже на руку – вполне себе убедительный повод сбросить аутсайдеров из числа своих клиентов за борт. И начать формирование своего лобби в Ираке с нового листа.