Асада простили и вернули. Но… предложили новые правила игры наш комментарий, все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Потребовалась война в Украине и масштабное землетрясение, чтобы подходы арабских стран к Сирии и режиму Асада начали меняться. Визиты в Дамаск дипломатов из ОАЭ и министра иностранных дел Иордании, телефонные переговоры президента Египта ас-Сиси с Башаром Асадом и, наконец, недавнее заявление министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Фейсала бин Фархана о необходимости «иного подхода к Сирии» говорят только об одном: политика арабского мира в отношении Дамаска будет трансформироваться.

Вот Асад и совершил свой первый официальный визит в султанат Оман и встретился с султаном Хайсамом ибн Тареком. Асад поблагодарил султана Омана за солидарность и отправку гуманитарной помощи в Сирию после землетрясения. Кроме того, стороны провели переговоры, в ходе которых обсудили двусторонние отношения и последние события в мире и регионе.

Асад у Хайсама ибн Тарека

Блудному Асаду приоткрывается дверь в семью арабских государств, из которой его 12 лет назад изгнали. Вчерашние родственники обещают вновь кормить и помогать финансово. При том, разумеется, условии, что сирийский диктатор будет соблюдать правила игры.

Само собой подразумевается, что возвращение не будет быстрым и благостным, и нас еще ожидают весьма драматические коллизии. Ведь одним из условий возвращения Асада является его расставание с теми, на штыках кого он сегодня и держится – то есть с Россией и Ираном. Что интересно, арабы проявляют обычно не слишком свойственный им реализм и не требуют, чтобы расставание было стремительным и категоричным.

«Нет», - дают понять они, - «все должно происходить постепенно». Но при этом главное условие – влияние Тегерана и Москвы на Дамаск должно быть существенно ослаблено – остается неизменным. Представители арабских государств даже намекают на то, что готовы предоставить сирийскому режиму некие гарантии безопасности. На что они, понятное дело, не смогли бы пойти, не согласовав данный шаг с Вашингтоном.

Что примечательно, в кейсе возвращения отсутствует вопрос о сирийских территориях, находящихся под контролем поддерживаемых Вашингтоном курдов и протурецкой оппозиции. Представители Дамаска попытались поднять данный вопрос на переговорах с арабскими эмиссарами, но столкнулись с достаточно жесткой позицией - даже обсуждать данную тему несвоевременно, поскольку она требует от Дамаска новых подходов, которые он еще не выработал.

Страдания народа режиму Асада и приближенным к нему кланам глубоко безразличны. Но их беспокоит другое – из-за разрухи, царящей в Сирии, сокращается их «кормовая база»

После этого сирийскому режиму стало ясно – на поводу у него ради возвращения Сирии в арабский мир никто идти не хочет. И торг здесь неуместен. В Дамаске попробовали повозмущаться, но быстро прекратили это делать, осознав, что находятся не в том состоянии, чтобы выдвигать какие-то принципиальные требования.

Да, формально режим Асада считается победителем в гражданской войне, длящейся уже двенадцать лет. И сам остался у власти, и почти 80% Сирии контролирует. Хотя если вычесть из этой цифры пустыни и скудно населенные места, получится не так уж и много. Но не будем придираться. Важнее не это, а то, какова цена этой победы.

Экономика Сирии в руинах, работы по восстановлению жизнеобеспечивающей инфраструктуры ведутся, как принято говорить, «в час по чайной ложке». Население влачит свое существование в нищете, коррупция, и ранее не слабая, приобрела совершенно фантастические размеры. К тому же иранцы активно подгребают под себя все сколько-нибудь прибыльные активы – от сельскохозяйственных угодий до месторождений природных ископаемых и предприятий, которые еще кое-как, но все же работают.

Страдания народа режиму Асада и приближенным к нему кланам глубоко безразличны. Но их беспокоит другое – из-за разрухи, царящей в Сирии, сокращается их «кормовая база». Проще говоря, становится все меньше мест, где они могут поднять деньги. К тому же куда эти деньги выводить, если кругом санкции.

А тут инициатива арабских государств. Обещающих инвестиции, от которых Дамаск всегда может что-то «отщипнуть» себе в карман. И выход в арабский мир, куда можно вкладывать деньги. Со всех сторон прямая выгода. К тому же арабский мир не будет морочить голову требованиями демократизации и соблюдения прав и свобод, всеми этими западными штучками. А для получения этих благ всего-то и надо – предать вчерашних друзей и покрепче обняться с новыми. Для сирийского режима это совершенно не проблема. Главное – сделать это аккуратно и без резких движений.