Иранский валютный рынок рухнул. Что происходит? актуальный комментарий; все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

Рыночный курс иранского риала упал до отметки 600 тысяч риалов (60 тысяч туманов) за 1 доллар. В начале октября в обменниках за 1 доллар давали примерно 300 тысяч риалов (30 тысяч туманов). Таким образом, иранская валюта за последние 5 месяцев обесценилась на 100%.

Уже многие годы в Иране развитие событий происходит по следующему сценарию: сначала в определенной сфере проблемы копятся и копятся, а власти традиционно игнорируют «тревожные звоночки». И даже когда эти звоночки перерастают в колокольный звон, правительство на всех уровнях продолжает пребывать в полной безмятежности.

Риал трещит по швам. Власть показывает на Запад

Затем внезапно наступает кризис, все начинают носиться как ошпаренные и спрашивать друг друга: «А с чего вдруг это все?» И начинают во всем обвинять кого угодно, кроме собственной некомпетентности, непредусмотрительности и неумения своевременно отвечать на возникающие вызовы.

Так на минувшей неделе случилось и с курсом риала, который упал сразу до 600 тысяч за доллар. И, как следствие, падение курса национальной валюты повлекло за собой рост цен. Согласно официальной статистике, за последние 12 месяцев они в среднем выросли на 53,4%. При этом цены на масло и масленичные культуры выросли на 200% (в 3 раза), на молоко, сыр, яйца, хлеб и зерновые примерно на 80%.

Как обычно, власти, похоже, совсем не понимают, что с этим делать. Министра экономики Эсхана Хандузи на минувшей неделе спросили, что правительство собирается предпринять, чтобы остановить резкий рост цен. Ответ озадачил: «Я не готов ответить на ваш вопрос, разъяснения дам на следующей пресс-конференции». Как будто у него этот ответ появится. Но традиционно власти уже обвинили во всем неких «врагов», которые стоят за девальвацией иранского риала.

Хандузи обвиняет во всем прозападных манипуляторов

А тот же Хандузи заявил, что силы безопасности уже арестовали «многих манипуляторов, целью которых было обрушить валютный рынок». Риал подрос до курса 580 тысяч за доллар, после чего спикер иранского Меджлиса Багер Галибаф поспешил заявить: «Мы достигли хороших результатов. Даст Бог, мы преодолеем эту проблему, координируя действия с правительством».

Предпочтя умолчать о том, как арест нескольких манипуляторов – замечу, в том, что они есть, как не стоит и преувеличивать их роль – может остановить рост цен. И вообще, как сказал вице-президент Мохаммад Мохбер на заседании Меджлиса в минувшую субботу: «Вы не можете найти чиновников лучше, чем мы!» И точка. И у простого обывателя не должно быть сомнений, что у иранских властей все под контролем.

Во что в Иране давно уже мало кто верит. «Это правительство начало свою работу с обменного курса 230 000 риалов за доллар, а полтора года спустя доллар превысил 560 000 риалов. Нетрудно подсчитать, насколько они некомпетентнее своих предшественников - ровно в два раза», - говорят представители лагеря реформаторов. «Мы приняли страну с уровнем инфляции в 59%, сейчас она составляет всего 40%», - отвечают им представители консерваторов. Хотя о каких 40 процентах идет речь - совершенно непонятно, факты говорят о других цифрах.

Но кто в сегодняшнем Тегеране обращает внимание на такие мелочи, как факты. Решение проблемы иранские власти видят в ужесточении правил обращения доллара внутри страны. Так, отменена норма в 2000 долларов, которые граждане Ирана могли купить по льготному курсу перед поездкой за границу. Вместо этого вводится норма в 500 долларов для путешествующих на самолете и 300 для тех, кто передвигается наземным транспортом. Причем первая категория получит те самые 500 долларов только в аэропорту после прохождения паспортного контроля.

Как такие косметические меры смогут помочь стабилизации курса риала – загадка. Но в целом очевидно, что конкретных планов в этой сфере у правительства нет, и пока не предвидится. А потому и иранцам не стоит ждать хороших новостей о снижении инфляции и доступности доллара для них.