Отчет Госкомтаможни: сколько ни крути, а без нефти не проживем главная тема, все еще актуально
По данным Государственного таможенного комитета, за минувший год внешнеторговый оборот Азербайджана сократился на 19 процентов, или на 772 миллиона долларов. Если по итогам января 2022 года его объем составлял 4,061 миллиарда долларов, то в январе 2023-го этот показатель упал до 3,289 миллиарда.
Мало того, что факт сам по себе не особо радостный, так его еще усугубила статистика импорта, который, в отличие от сократившегося экспорта, ощутимо вырос.
Возможно, и не стоило бы особо зацикливаться на этих цифрах, если бы не одно важное обстоятельство - в последние годы в Азербайджане ни разу не наблюдалось ухудшение сразу трех основных внешнеторговых показателей. Наоборот, за счет интенсивно развивающейся внешней торговли страна неизменно улучшала многие макроэкономические показатели.

Что же происходит сегодня?
Для начала разберемся с цифрами. В январе этого года доля экспорта в структуре внешнеторгового оборота страны составила 1,877 миллиарда долларов, что в 1,64 раза, или на 1,21 миллиарда долларов меньше аналогичного показателя предыдущего года. А доля экспорта во внешнеторговом обороте составила соответственно 57,06 процента против 76 процентов. При этом импорт в годовом исчислении вырос на 44,9 процента (в долларах - на 437,83 миллиона). И если в прошлогоднем январе Азербайджан закупил продукцию на общую сумму 974,86 миллиона долларов, то в нынешнем объем импорта превысил 1,412 миллиарда долларов, а сама доля импорта в обороте возросла с прошлогодних 24 процентов до 42,94 процента.
И хотя сальдо внешнеторгового оборота пока остается положительным, в годовом исчислении оно также сократилось, причем в 3,5 раза, или на 1,648 миллиарда долларов – с 2,112 миллиарда в прошлом году до 464 миллионов долларов в нынешнем.
А ведь еще свежи в памяти итоговые внешнеторговые показатели 2022 года, когда объем торговых операций с зарубежными странами составил 52 миллиарда 686 миллионов долларов, что на 55,4 процента превышало показатель 2021 года. При этом доля экспорта в структуре внешнеторгового оборота составила 38 миллиардов 147 миллионов, а импорта – всего 14 миллиардов 540 миллионов. В целом же, прошлогодний импорт тоже вырос на 24,2 процента, однако кого мог беспокоить этот факт при росте экспорта на 71,8 процента и положительном сальдо внешней торговли, которое возросло в 2,2 раза, составив 23 миллиарда 607 миллионов долларов?

Итак, налицо весьма ощутимый экономический спад, который не может не вызывать тревогу. Ведь при столь стремительном «пике» внешнеторговых показателей до отрицательного сальдо, что называется, рукой подать. И никакие рапорты о росте производства и экспорта в ненефтяной сфере ситуацию не спасают. И хотя никто не собирается отрицать государственную важность роста в ненефтяном секторе экономики, анализ создавшейся ситуации свидетельствует, что все опять упирается в нефтегазовую сферу.
Так, по объективным причинам, экспорт нефти из Азербайджана составил в январе текущего года почти 2,5 миллиона тонн, что на 35,9 процента ниже аналогичного показателя прошлого года. Соответственно, на 31 процент упала и экспортная выручка, составившая за месяц чуть меньше 1,4 миллиарда долларов. Таким образом, только на экспорте нефти Азербайджан потерял за месяц 1,1 миллиарда долларов.
Параллельно сразу на 84 процента (!!) сократился экспорт газа. И если в январе прошлого года доля «голубого топлива» в общем объеме азербайджанского экспорта составляла 26,02 процента, то в прошлом месяце она упала до 7,46 процента от общего объема экспорта, который к тому же и сам снизился почти на 20 процентов.
Все это, конечно же, не могло не отразиться на общей стоимости экспортированного газа, составившей более 140 миллионов долларов - на 82,6 процента меньше, чем выручка за январь 2022 года.
Ну, а если сложить потери от экспорта нефти и газа, то на калькуляторе как раз и высветится именно та сумма, на которую снизился общий объем экспорта страны. Что в очередной раз подтверждает истину, проверенную десятилетиями – экспорт Азербайджана определяет нефтегазовый сектор.
И сколько бы наши чиновники ни рапортовали о росте ненефтегазового сектора, в том числе в экспортных операциях, до нефти и газа ему еще очень и очень далеко.