НАТО встала у границ России горячая тема, все еще актуально

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

Парламент Турции единогласно одобрил законопроект о ратификации протокола о вступлении Финляндии в НАТО. За одобрение проголосовали все 276 депутатов, присутствовавших на заседании.

Почти 19 лет, после пятого расширения, Североатлантический альянс спокойно стоял на месте в своих границах, не стремясь кардинальным образом изменять сложившийся баланс сил между Россией и Западом. Москву это если и не устраивало, но и не особо возмущало, сложилось – и сложилось, возникший статус-кво устраивал обе стороны.

Турция открыла двери для НАТО

А вступление в альянс Албании и Хорватии в 2009 году, а затем и Черногории в 2017-м не вызвало громких протестов Кремля, поскольку их присоединение к НАТО мало что меняло в существующей расстановке сил. И так продолжалось до декабря 2021 года, когда Москва внезапно, как будто только проснувшись, вдруг потребовала от Североатлантического альянса ни много ни мало, а возвращения к границам 1997 года. Что вызвало в НАТО немалое удивление и естественный отказ.

После чего последовало 24 февраля 2022 года, по итогам которого в альянсе решили – «кто знает, что у Кремля на уме, и как далеко он может зайти в продвижении своего русского мира. А потому нужно расширяться дальше, хоть какая-то дополнительная гарантия безопасности будет». И первыми добровольцами этого процесса стали Финляндия и Швеция, подавшие в НАТО соответствующие заявки.

Правда, у Стокгольма пока ничего не получилось благодаря принципиальной позиции Турции. А вот в Хельсинки сито жесткого отбора пройти сумели, и теперь к 1 215 километрам общей границы России с НАТО разом добавились еще 1271 километр и 800 метров российско-финской. В Кремле хотели остановить расширение НАТО на Восток, но получилось у них как всегда, линия соприкосновения с Североатлантическим альянсом по итогам «гениальных геополитических ходов» российского руководства увеличилась вдвое. И, как представляется, это еще не конец процесса.

Перед нами показательный пример обратного эффекта политических усилий Москвы

Возможные скептические заявления типа «да что там та Финляндия в военном отношении» отражают только глубокое невежество тех, кто их делает. «Огромным плюсом для НАТО» назвал присоединение Хельсинки к Североатлантическому альянсу Джеймс Ставридис, экс-верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. И ему в этом отношении вполне можно доверять. Пусть численность финской армии сейчас и составляет скромные 23 тысячи военнослужащих, но в военное время страна с легкостью поставит «под ружье» 280 тысяч человек, а ее общий мобилизационный ресурс приближается к миллиону.

Финская артиллерия – одна из лучших в Европе и включает в себя примерно полторы тысячи артиллерийских орудий, из которых 700 – гаубицы, 700 – тяжелые минометы и 100 – ракетные системы. Все современное и отличного качества, с огромным запасом боеприпасов для них.

К тому же, являясь крупным производителем судов ледокольного класса, Финляндия может оказать НАТО неоценимую помощь в подготовке морских операций в Арктике, вокруг которой разворачивается масштабное и жесткое геополитическое противостояние.

Впрочем, Арктика – это немного другая история, а пока Финляндия уже сделала свой вступительный взнос, почти под чистую ликвидировав у себя агентурную сеть российской разведки. Согласно официальному заявлению Службы безопасности и разведки Финляндии (SUPO), финнам удалось добиться того, что агентурная разведывательная активность Москвы в стране сократилась по сравнению с 2022 годом вдвое и, по сути, сведена к минимуму.

Однако в SUPO не думают на этом самоуспокаиваться и сейчас приступили к активной «зачистке» бизнес-компаний, которые пытаются по поручению Москвы наладить закупки оборудования двойного назначения и высокотехнологического оборудования, а также – в сотрудничестве с Норвегией, Швецией и прибалтийскими странами бывшего СССР - к выявлению опорных центров российского кибершпионажа, действующих с территории Скандинавии.

Перед нами показательный пример обратного эффекта политических усилий Москвы. Хотели ослабления НАТО и его отказа от расширения – получили прямо противоположное и ухудшение собственного геополитического положения. И эти негативные изменения для Москвы исправить теперь невозможно.