Израиль для Азербайджана – это окно в высокие кабинеты Вашингтона
Открытие посольства Азербайджана в Израиле стало одним из примеров реализации стратегии Баку на создание новых линий трансрегионального взаимодействия на стыке Африки, восточного Средиземноморья и арабских государств.
Для Баку израильская линия внешней политики – это необходимый инструмент в многовекторном оркестре, который по целому ряду причин окажет также положительное воздействие на другие направления.
Азербайджан и Израиль – отношения без менторского диктата
В регионах, сопряженных с Кавказом, а также на более дальней периферии Евразии, где в сфере технологий, промышленности и торговли создаются своеобразные "центры силы", между игроками второго и третьего уровня возникают новые линии взаимодействия. Учитывая, что Израиль сам по себе является ребром жесткости восточного Средиземноморья, активное взаимодействие с еврейским государством придаст Азербайджану больший вес в глазах других партнеров.
Достаточно принять во внимание активность Египта на азербайджанском направлении, происходящую практически параллельно укреплению линии Азербайджан-Израиль. Кроме того, израильское направление будет играть роль своеобразного баланса и в отношениях Азербайджана с Турцией, у которой своя непростая история взаимоотношений с Израилем.
До недавнего времени только два члена Лиги арабских государств (ЛАГ) - Египет и Иордания - имели урегулированные взаимоотношения с Израилем: Каир подписал с Тель-Авивом мирный договор в 1979 году, Иордания - в 1994 году.
Многое в отношениях арабских стран и Израиля стало меняться после завершения пандемии коронавируса. В августе 2020 года процесс сближения с Израилем начали ОАЭ, вслед за ними - Бахрейн. В декабре 2020 года Израиль и Марокко при посредничестве президента Дональда Трампа договорились о восстановлении дипломатических отношений и открытии представительств в обеих столицах.
В то же время тюркско-мусульманские государства СНГ ориентировались на собственные интересы и мотивы отношений с Израилем, которые вытекали еще из советских традиций внешней политики. В частности, Казахстан и Узбекистан практически с самого начала установления дипломатических отношений открыли в Тель-Авиве свои посольства.
Аналогичный уровень представительства Азербайджана в Израиле тормозился долгие годы из-за сложных коллизий, связанных с азербайджано-иранскими отношениями. Такой шаг официального Баку мог спровоцировать и без того ревностно-нервозную реакцию теократического государства. Но несмотря на столь явный «иранский фон», политические и экономические отношения между Азербайджаном и Израилем набирали обороты с каждым годом.
Обе страны расположены в сложных геополитических регионах и имеют схожие интересы по наращиванию сотрудничества с Европой и США. В то же время и у Тель-Авива, и у Баку накоплено достаточно сил для суверенного решения вопросов безопасности, не говоря уже о том, что обе страны одинаково не приемлют менторский характер отношений со стороны западных партнеров.
От Нетаньяху к Аббасу
Для Азербайджана задача гармонизации "исламской" и "израильской" линий внешней политики носит достаточно сложный характер. Особенно если учесть взаимные обиды, фобии и противоречия, сконцентрированные в центрах двух этих сил, государственность которых основана на квазирелигиозном фундаменте. Тем не менее Баку делает все необходимое для решения этой задачи.
В частности, после раунда встреч с руководством Израиля, предшествовавших открытию посольства Азербайджана в Тель-Авиве, глава МИД Джейхун Байрамов, словно подчеркивая балансы азербайджанской внешней политики, встретился с президентом Палестины Махмудом Аббасом. Кроме того, в интервью израильской газете The Jerusalem Post, выходящей на английском языке, Джейхун Байрамов заявил, что в случае нападения на Иран армии обороны Израиля не будет позволено использовать Азербайджан в качестве дозаправочной базы. Это также важный сигнал для Тегерана, который находится в состоянии войны с Израилем и внимательно изучает все, что происходит на периметре его границ.
Для Азербайджана Израиль важен сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, Израиль — это технологический донор с собственными решениями, которые не зависят от западных и азиатских корпораций, чрезвычайно важный в нынешнюю историческую эпоху фактор суверенитета.
Azerkosmos и израильский спутниковый оператор Spacecom договариваются о долгосрочном сотрудничестве в сфере совместной партнерской эксплуатации израильских телекоммуникационных спутников над Ближним Востоком, в Европе и Северной Америке.
В рамках нового этапа технологической интеграции формируется Центр кибербезопасности Азербайджана на базе оборудования Israel Institute of Technology и при финансовом содействии азербайджанского PASHA Holding.
Второе важное преимущество партнерства с Израилем — это предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК).
Израильский ВПК - один из крупнейших в мире поставщиков систем безопасности и обороны. В частности, концерн Elbit Systems, один из главных в стране производителей высокотехнологичных видов оружия, сообщил о рекордном объеме заказов в 2022 году, достигшем 15,1 миллиарда долларов. Особенно важно, что до 40 процентов этих поставок пришлись на страны НАТО.
Оружие, ну и макроэкономика с нефтью
Здесь также важно учесть, что, осуществляя военно-экономическое сотрудничество с Азербайджаном, израильтяне выводят за скобки политические мотивы проидеологического свойства, которые могут ограничивать продажу Баку тех или иных систем обороны под давлением как со стороны стран НАТО, так и России, одного из крупнейших поставщиков оружия в Азербайджан.
В результате, согласно оценкам Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в 2018-2022 годах Азербайджан был одним из ключевых импортеров оружия из Израиля (доля Азербайджана в израильском экспорте вооружений составила 9,1 процента), став вторым по объему закупаемого вооружения после Индии (37 процентов).
И, наконец, третий аспект взаимодействия Баку и Тель-Авива – это макроэкономика.
Израиль - крупнейший покупатель азербайджанской нефти. Экспорт сорта Аzeri Light в Израиль составил в 2022 году 2,289 миллиона тонн, что на 33,8 процента больше, чем годом раньше. Для азербайджанской нефти израильское направление экспорта из порта Джейхан становится едва ли не вторым-третьим по значимости после итальянских портов для потребителей в Евросоюзе.
Однако интересы двух стран выходят за пределы исключительно углеводородного партнерства. В частности, известно, что израильские компании поднимут сферу производства зерновых культур в Азербайджане на уровень мощной экспортной отрасли.
19 апреля в Баку состоится третье заседание азербайджано-израильской межправительственной комиссии, на котором будет обсуждаться группа новых проектов, способных поднять планку двустороннего товарооборота, пик которого пришелся на 2019 год - 1 миллиард 375 миллионов долларов. Предполагается также, что будет создан инвестиционный фонд объемом около 200 миллионов долларов.
С точки зрения развития освобожденных от оккупации экономических районов, Израиль также следует рассматривать в качестве основного донора современных технологий для развития всех циклов аграрного производства и переработки, в планировании туристического сектора и оздоровительного туризма, а также в ряде других сфер.
Нынешний уровень азербайджано-израильских отношений не мог не отразиться и на социокультурном факторе. Как известно, израильское лобби и диаспора находятся в ряду сильнейших в мире. А значит, партнерство с Израилем позволит Азербайджану открыть двери самых высоких кабинетов в Вашингтоне.
Вместо резюме
В то же время следует учесть, что у сообществ двух стран сохраняется определенная схожесть судеб. Дело в том, что сегодня политическую и экономическую жизнь в Израиле во многом формируют выходцы из семей эмигрантов из бывшего СССР, в том числе из сердца Азербайджана - Баку, сохранившие понимание среды и традиций некогда бывшего общего пространства. Эти люди развивались и формировались в рамках синтеза евразийских культур, а потому с ними намного проще и быстрее находить общий язык.
Появление официального дипломатического представительства Азербайджана в Израиле происходит в исторический период, когда на Ближнем Востоке и в Северной Африке формируется новая устойчивая архитектура сотрудничества, основанная на объединении потенциалов региональных государств.
Израиль и еще два десятка стран арабского мира, пережив не одну войну и кризис отношений, начали концентрироваться на целях стратегической трансформации своих отношений, положив в основу ясные перспективы общего дома.
Такие проекты, как "Перспектива 2030" Саудовской Аравии и Катара, "План 2035" Ирака, "Стратегии развития Кувейта и Омана до 2040-го", Объединенных Арабских Эмиратов до 2050 года, открывают возможности реального развития арабского мира в партнерстве с таким крупным, влиятельным и амбициозным игроком, как Израиль.
Азербайджан вовремя входит в эту геостратегическую игру, и будет играть в соединении нового Ближнего Востока и региона Каспия одну из существенных ролей.