А в ответ – тишина наше послесловие
Социальные сети облетел официальный кремлевский ролик, на котором 5 апреля во время процедуры вручения верительных грамот Владимир Путин буквально просит у новых иностранных послов какой-то позитивной реакции на свои слова, да и на самого себя.
Президент Российской Федерации 18 минут с отдельно стоящей трибуны рассказывал гостям о политике своей страны, которая «не имеет намерений ни от кого изолироваться» и «не имеет ни к кому враждебных намерений». Известные, в общем, всему миру вещи, достаточно читать первые полосы газет и смотреть новости по телевизору. В конце речи Путин пожелал послам успеха в работе в России.

В этом месте полагалась какая-то реакция приветствуемых, но те продолжали неподвижно и беззвучно стоять на своих местах.
Российский президент после неловкой паузы попробовал им негромко подсказать: «Всё…». Затем предпринял еще одну попытку вызвать ответную реакцию, сказав, что ковидные ограничения нынче не позволяют ему лично встретиться и поговорить с каждым, но в дальнейшем… И опять всех поблагодарил. И опять в ответ тишина. Ни слова, ни хлопка. Путин был в явном замешательстве, и даже удивительно, что кремлевская пресс-служба выложила это видео в открытый доступ.
Специалисты по дипломатическому протоколу объясняют, что не существует правил, которые бы предписывали послам вежливо хлопать и обязательно улыбаться в таких ситуациях, но какая-то живая реакция от них требуется. Ее не было.
Сейчас очень тревожное время, и все ловят какие-то знаки, которые бы указывали, как, в какую сторону меняется мир, чего о него ожидать. Если нужны знаки – вот это был он.
Власть лидера всегда, а в современном мире особенно, основывается на двух составляющих: внешней и внутренней. О внутренней разговор особый, хотя яркое представление о ее нынешнем качестве дает недавняя живая беседа, ставшая достоянием общественности, между Иосифом Пригожиным и Фархадом Ахмедовым. Противников у Путина внутри страны не осталось, но сторонники часто вот такие, как эти не последние люди в России.

Говоря об уровне внешней легитимности российского руководства, достаточно упомянуть степень поддержки резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся агрессивной политики РФ: 140 стран стабильно голосуют с осуждением, и лишь горстка стран-изгоев готовы подставить Москве дипломатическое плечо. Но когда это происходит где-то, это одна история, а когда такая демонстрация неприятия осуществляется в присутствии первого лица – очень наглядно. Нет, это еще не демарш, не демонстративное выступление против, но уже близко к нему.
Любопытные журналисты не поленились и посмотрели предыдущие видео с подобных церемоний. Оказалось, что после речей Владимира Путина перед послами 1 декабря и 18 мая 2021 года, до большой войны с Украиной, те вполне себе хлопали по их завершении. А вот уже 2 сентября 2022 года этого уже не произошло. Хотя и тогда, и в этот раз среди послов были представители и все еще дружественных России государств: Армении, Беларуси, Венесуэлы и даже Абхазии.
Выданный 7 марта 2023 года Международным уголовным судом в Гааге ордер на арест президента Путина еще больше усложнил или, наоборот, упростил восприятие российского лидера международным сообществом. Если сформулировать его предельно кратко, оно совпадет с ожиданиями внутри России: когда же появится новый?