Саудовская Аравия укрепляет Асада во власти новый поворот, все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Министр иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад прибыл в Джидду в среду с первым визитом в Саудовскую Аравию с 2011 года. В заявлении МИД Саудовской Аравии говорится, что визит Мекдада состоялся по приглашению министра иностранных дел Королевства принца Фейсала бин Фархана.

Визит Мекдада вполне можно назвать «генеральной репетицией» перед открывающейся завтра, 14 апреля, встречей министров иностранных дел шести стран Совета сотрудничества стран Персидского залива, а также Ирака, Иордании и Египта, на которой Эр-Рияд будет ставить вопрос о восстановлении членства Сирии в Лиге арабских государств, ЛАГ на предстоящем саммите этой организации 19 мая.

Спустя 11 лет глава МИД Сирии прилетел в Саудовскую Аравию

Поэтому и Мекдаду, и принцу бин Фархану нужно еще раз пройтись по тем аргументам, которыми саудиты будут убеждать остальные государства в необходимости возвращения «блудного Асада» в лоно арабского мира. Где далеко не все готовы поддержать эту саудовскую инициативу.

Многим хорош наследный принц Мухаммед бин Салман, которого в западных медиа принято называть просто МБС. И энергией, и пониманием необходимости реформ своего Королевства, и готовностью к нестандартным шагам – одно соглашение с Ираном о нормализации отношений чего стоит. Но есть у него серьезный недостаток: стремление продавливать свои решения во что бы то ни стало. Внутри своей страны это может быть и неплохо и даже необходимо, но вот в отношениях с другими государствами чревато неожиданными осложнениями.

Активность МБС с возвращением Дамаска в ЛАГ вполне сравнима с тем, как он действовал перед началом операции саудитов в Йемене. Заставлял, убеждал несогласных, где-то давил и в чем-то шантажировал. В конце концов добился создания коалиции. А сейчас и коалиция распалась, и в самом Эр-Рияде уже готовы на все, лишь бы из «йеменского болота» как-то выбраться. С Дамаском, судя по всему, история повторяется.

МБС с упорством бьется за Асада

По крайней мере четыре влиятельных члена Лиги арабских государств – Марокко, Кувейт, Катар и признанное ООН правительство Йемена – отказываются видеть Башара Асада в ЛАГ. Даже Египет, в силу намечающегося там экономического кризиса ставший клиентом Эр-Рияда, сопротивляется восстановлению членства Сирии в панарабской организации. Справедливо указывая на то, что причины, по которым Асад был из нее исключен, остаются определяющими в политике сирийского режима.

«В настоящее время не существует арабского консенсуса по вопросу о возможном принятии Сирии в Лигу арабских государств», - заявил еще в прошлом месяце Ахмед Абуль Гейт, генеральный секретарь ЛАГ. И без Саудовской Аравии в качестве политического «ледокола» этот вопрос решиться не может. Поскольку ряд членов этой организации откровенно недоумевает, с какой стати режим Асада нужно возвращать обратно, что такого в Дамаске изменилось, что необходимо разворачивать свои отношения с ним на 180 градусов.

Их требования к Сирии просты: проведение там свободных выборов, размещение арабского миротворческого контингента для защиты возвращающихся в родные дома беженцев, которых Дамаск считает поголовно «приспешниками террористов» и конфискует у них землю и недвижимость, часть из которых раздает иранским прокси. А также прекращение поставок сирийского каптагона в арабские страны, которые курирует брат сирийского лидера Махер Асад и его супруга Асма. Ну и прекращение расширения иранского присутствия в этой стране.

Особое мнение Абуль Гейта никого не интересует

Готов ли к этому сирийский режим? Ни в малейшей степени. Может ли его возвращение в Лигу арабских государств изменить эту его позицию? Да ни в коем случае. И наконец, сумеют ли саудиты этого добиться? Весьма маловероятно. Тогда для чего вся эта шумиха нужна лично им? Чтобы саудиты нарастили свой рейтинг на международной арене?

Мекдад прибыл в Саудовскую Аравию для того, чтобы еще раз заверить своих саудовских партнеров в том, что Дамаск внимательно прислушивается к пожеланиям арабских государств и готов пойти им навстречу. К действительности это не имеет никакого отношения, разве что поставки каптагона чуть сократятся. И то вряд ли. Но Эр-Рияд с настойчивостью, достойной лучшего применения, будет транслировать ложные сирийские тезисы остальным. Ведь он был инициатором возвращения «блудного Асада в арабское лоно», ему нельзя терять лицо.

Возможно, 19 мая ему, давя и шантажируя несогласных, удастся убедить оппонентов принять его точку зрения. Возможно, что восстановление членства Сирии в ЛАГ состоится. Но в итоге Эр-Рияд окажется в проигрыше и вновь получится как несколько лет назад с Йеменом.