Что ни иранский дурачок, то к нашему берегу горячая тема, все еще актуально

Джавад Шабири, автор haqqin.az

Как только до принца Резы Пехлеви, сына последнего шаха Ирана, называющего себя «законным наследником иранской монархии», дошли слухи о том, что представители Ирана в глубокой тайне от всех ведут в Китае консультации с израильтянами, так тут же взыграло «ретивое».

И ему крайне захотелось если и не присоединиться к данному процессу, кто ж его в него пустит, так хоть постоять рядом накануне исторического события – договоренностей между Ираном и Израилем, пусть и ограниченных. А впоследствии и объявить себя инициатором этого процесса.

Резу Пехлеви израильтяне намеренно выставляют клоуном, и ему это нравится

Тут главное – не стремление помочь, а желание выпятить собственную роль. Со ссылкой, естественно, на давние исторические традиции, до которых династия Пехлеви всегда была особо охоча, пусть и не имея к ним прямого отношения.

«Иранский и еврейский народы имеют древние связи, восходящие к Киру Великому и царице Эстер», - заявил Реза Пехлеви накануне своей поездки по приглашению министра разведки и атомной энергетики Гилы Гамлиэль из партии Ликуд. – «Как дети Кира, иранский народ стремится иметь правительство, которое чтит его наследие защиты прав человека и уважения религиозного и культурного разнообразия, в том числе путем восстановления мирных и дружественных отношений с Израилем и другими соседями Ирана в регионе».

Оставим в стороне вопрос о том, какое отношение Реза Пехлеви имеет к наследию Кира, поскольку ясно, что нормализации отношений Тегерана с еврейским государством он поспособствовать никак не может. А вот помешать – вполне.

Какое отношение Реза Пехлеви имеет к наследию Кира?

Далеко не все в Иране, и это еще мягко сказано, воспринимают действия престарелого наследного принца затаив дыхание и открыв рот. Куда больше там тех, кто помнит, что именно «Моссад» был идейным вдохновителем шахской САВАК. И именно от израильской разведки в определенный момент зависело, как пойдет развитие событий в Иране, имея в виду то, что многие внешние игроки обращались в «Моссад» с просьбой ликвидировать аятоллу Хомейни, когда он еще только находился в Париже.

А еще больше в Иране тех, кто верит в конспирологическую версию «саббатинцев», по-арабски «денме», то есть в общность евреев, принявших ислам. Сторонники этой версии искренне верят, что все деньги мира у «саббатинцев», и они давно всех поработили, а своих дочерей выдали за сыновей шейхов, потомков Пророка, чтобы вся мусульманская власть прожидовилась. Эти речи можно услышать от прогулочных площадок университета Аль-Ахзар Каира до мечетей Кума, где в свое время аятолла Хомейни провозгласил, что вся власть в Иране прожидовленная.

Реза Пехлеви все это не учитывает. Более того, подозреваю, даже и не знает. Его знания об Иране – все из публикаций The Washington Post и The New York Times - плюс слухи, которые доставляет ему сочувствующая иранская диаспора. Он «царь горы» только для тех, кто не знает его реального положения в иранских раскладах международных игроков. Достаточно сказать, что те же израильтяне за все время «наследования престола» Резой Пехлеви не дали ему ни шекеля, хотя щедро спонсировали иранских «Моджахеды-е-халк» и даже суннитские группировки в провинции Систан-Белуджистан.

Именно от израильской разведки в определенный момент зависело, как пойдет развитие событий в Иране, имея в виду то, что многие внешние игроки обращались в «Моссад» с просьбой ликвидировать аятоллу Хомейни

Вот и сейчас они принимают его по принципу «что ни иранский дурачок, то к нашему берегу». То есть совершенно не всерьез, поскольку серьезные переговоры с иранцами идут сейчас в китайском Шанхае. И Реза Пехлеви – это для отвлечения Ирана. И чтобы его позлить.

Резу Пехлеви израильтяне намеренно выставляют клоуном, и ему это нравится. Поскольку он понимает свою истинную цену в реально большой политике. Серьезное – это будет без него, куда не допустят даже на полшишечки. Но в качестве отвлечения, в качестве намека на то, что «даже наследник шахиншаха призывает к изменению отношения Ирана к еврейскому государству» - почему бы и нет.

Капля камень точит. И Иран, и Израиль заинтересованы сегодня в изменении отношений. Правда так, чтобы не потерять лицо. И здесь вся косметика хороша. И отрицание очевидного. И привлечение клоунов, чтобы потом свалить все на них: дескать, и мы посмеялись, и вам весело было.