Постоять рядом с Путиным…
В преддверии празднования Дня Победы дела президента Путина на международной арене как будто резко улучшились. В этом году на парад Победы в Москву решили приехать сразу 6 иностранных лидеров. Большинство из них из Центральной Азии.
Редкой тревожностью и интригой был наполнен нынешний сбор гостей в Москве. Еще пару дней назад Кремль замирал в ожидании – нет, не развязки в Бахмуте, не начала наступления ВСУ, а ответа из Душанбе на приглашение Рахмону посетить российскую столицу.
Сначала из Таджикистана прозвучало что-то глухое о том, что «Лидер нации, Основатель мира и национального единства» будет занят дома на праздничных мероприятиях. Что сохраняло надежду – ведь это не категорическое «нет». Но после телефонного разговора Эмомали Рахмона с Жапаровым, в ходе которого стороны обменялись поздравлениями в связи с празднованием 9 мая, Кремль погрузился в уныние – не приедет.
И вдруг как прорвало. Сразу и Рахмон, и Жапаров, и Касым-Жомарт Токаев, и Шавкат Мирзиёев. Ждем теперь восторга пропагандистов и новых разговоров от них о том, что это большой успех Кремля, что как ни старался Запад, а изолировать Россию в Центральной Азии у него не получилось. Единый строй остался нерушимым и никакие геополитические бури ему не страшны.
Но это одна из тех иллюзий, которыми продолжает жить Кремль, по-прежнему веря в то, что так и остается эксклюзивным гарантом военно-политической стабильности в регионе, а появление там иных игроков – не более чем временное недоразумение. Которое обязательно пройдет, стоит России только «нахмурить брови».
Россия длительное время платила некоторым государствам Центральной Азии за лояльность льготами в торговле, экономическими преференциями, смягчением миграционного законодательства, позволяющего жителям этих республик работать в России и своими переводами поддерживать собственные семьи. И все это было правильной и разумной политикой, помогающей Кремлю сохранять свое влияние.
Но теперь в регионе задули другие ветры. Стран, готовых продуктивно и взаимовыгодно сотрудничать с государствами региона, стало больше. А вот привлекательных предложений от Москвы – меньше. Так и в случае с нынешним визитом, который не более чем декорация, ритуал. Зная, насколько падок «великий геополитик» до внешних знаков внимания, центральноазиатские лидеры готовы их ему предоставить.
Это же ничего не стоит. Ведь ни одно из государств Центральной Азии не согласилось после 24 февраля прошлого года следовать в фарватере политики Путина. Но и не упускает возможности при случае у Москвы что-то нужное для себя выторговать.
Здесь речь не о каком-то «восточном коварстве», все на самом деле проще: Кремль из-за своей внешней политики стал токсичен для Центральной Азии, и регион должен на это как-то реагировать. Вот он и выбирает пути, как, не обостряя отношений с Москвой и исполняя некие ритуалы, стараться оказаться от нее подальше.
Русский язык, празднование 9 мая, пребывание в составе СССР и тому подобные «скрепы» играют все меньшее значение для государств региона. Ведь, по большому счету, это прошлое. Которое не вернуть, какая бы ностальгия по пломбиру за 20 копеек не одолевала. Надо двигаться в будущее. А таких проектов Россия предложить не может. И потому Центральная Азия в это будущее отправляется без нее.
А ведь 17-18 мая Председатель Китая Си Цзиньпин собирает в городе Сиань, одной из столиц древнего Китая, считающийся точкой начала Великого Шелкового пути, саммит «Китай - Центральная Азия». На которой доходчиво и с цифрами объяснит, почему государствам региона, который Москва привыкла считать своей вотчиной, стоит переориентироваться на Пекин и перестать оглядываться на Москву.
И очень мало сомнений в том, что Китай встретит отказ. Поскольку предлагает Центральной Азии карту общего будущего. То, чего Москва предложить никак не может. А потому Путину только и остается радоваться тому, что кто-то с ним на праздничных мероприятиях в Москве стоит рядом. А реальная жизнь и важнейшие геополитические процессы проходят мимо него, делая ручкой.