Хинди руси не очень бхай бхай
Этот лозунг индийско-советской дружбы «хинди руси бхай бхай», запущенный Никитой Хрущевым, переводится «индийцы и русские — братья», и по задумке советского руководителя он означал буквально семейные отношения, в которых, конечно, роль младшего неразумного брата отводилась индийцам.
Снисходительное до пренебрежительности отношение к партнерам было характерно для советского руководства. Широко известна история, которую рассказали Сергею Довлатову, а он ее записал и сделал знаменитой.
«Приехал в Лодзь советский министр Громыко. Организовали ему пышную встречу. Пригласили видную местную интеллигенцию. В том числе знаменитого писателя Ежи Ружевича. Шел грандиозный банкет под открытым небом. Произносились верноподданнические здравицы и тосты. Громыко выпил польской сливовицы. Раскраснелся. Наклонился к случайно подвернувшемуся Ружевичу и говорит:
— Где бы тут, извиняюсь, по-маленькому?
— Вам? — переспросил Ружевич. Затем он поднялся, раскинул ладони и громко воскликнул:
— Вам?! Везде!..»
Когда Россия решила в пику Западу выстроить особые отношения с Индией, в Кремле не сомневались, что индийские товарищи, наследуя советские традиции, устроят для дорогих российских друзей режим наибольшего благоприятствования, и, как в довлатовской истории, русским можно будет все и везде.
В Индии и вправду решили не упускать момент, воспользовавшись возможностью покупать российскую нефть со значительной скидкой. И за минувший финансовый год, закончившийся 31 марта, товарооборот Индии с Россией вырос в разы: с 13 миллиардов долларов втрое - до 44,4 миллиарда долларов с 13,1 миллиарда долларов годом ранее. Российский импорт подскочил на 16,5%, в то время как экспорт индийских товаров остался приблизительно на том же уровне. За первое полугодие 2023 года Россия поставила в Индию нефти и нефтепродуктов на 30 миллиардов, а импортировала товаров на 6-7 миллиардов.
И ничего бы особенного в этом дисбалансе не было, не прикажи российской начальство рассчитываться с индийцами в национальных валютах, чтобы, дескать, снизить зависимость от доллара. В результате на российских счетах скопилось огромное количество рупий, на которые, в общем, нечего покупать, а их конвертация в твердые валюты, во-первых, делает всю затею перехода на нацвалюты бессмысленной, во-вторых, означает дополнительные потери. В результате торговля опять в основном вернулась к доллару, иногда юаню.
Но что интересно, в Индии вовсе не считают себя по гроб жизни обязанными выкупать большие объемы российской нефти. С какой стати? Министр нефти Хардип Пури заявил агентству Bloomberg, что зависимость его страны от российской нефти сократится, поскольку поставщики на Ближнем Востоке предлагают более выгодные условия: «Ценовая рентабельность стран Персидского залива сейчас гораздо более привлекательна».
Да, пока были выгодные скидки, Саудовская Аравия и Ирак уступили России место основного импортера нефти в Индию. Но уже в августе поставки нефти из России упали на 24%: выгода не та. «Я очень ясно выразился. Сегодня мы на рынке и будем покупать у кого угодно», — дерзко заявляет министр нефти Индии. Вот вам и все стратегическое партнерство и дружба на века.
Если же вспомнить еще последовательный отказ индийцев покупать российское оружие, картина выйдет еще обиднее. Еще недавно в Индию уходило около 20% заказов «Рособоронэкспорта». А нынче отваливаются один за другим планы закупки истребителей Су-30МКИ, танков Т-90, вертолетов Ка-226Т, подводных лодок на базе платформы «Амур-1650».
Производство подлодок «Рособоронэкспорт» даже обещал локализовать 80% на индийских заводах. Но кому охота связываться с организацией, которая находится под американскими санкциями? Из-за санкций в банках зависли суммы по контракту, заключенному еще в 2018 году на поставку зенитно-ракетных систем С-400. Никому не нужна лишняя головная боль.
Так что нет, русским в Индии нельзя все и везде. А нередко нельзя даже то, что можно другим, тем, кто не ввязался в идиотскую свару с половиной мира.