Умные не нужны – нужны верные. Вторая культурная революция в Иране что там у соседей; все еще актуально
За последние недели иранские власти уволили десятки университетских преподавателей, чьи взгляды не совпадают с официальной идеологией Исламской Республики.
Неприятные сюрпризы ожидали университетских профессоров в Иране накануне начала нынешнего учебного года. Внезапно администрация университетов начала им сообщать, что кто-то из них на неопределенное время отстранен от работы, кому-то сократили заработную плату, кого-то вообще уволили или отправили на пенсию.

В конце августа реформистская газета Etemad опубликовала список из 58 иранских профессоров, попавших под чистки, предупредив, что в реальности их количество может увеличиться примерно вдвое. Поскольку власти Исламской Республики затеяли «вторую культурную революцию» - очистку высшего образования в Иране от преподавателей, чьи взгляды не совпадают с официальной идеологией.
Среди тех, кто был недавно уволен - Дариуш Рахманян, выдающийся профессор истории в Тегеранском университете, Али Шарифи-Зарчи, профессор биоинформатики и искусственного интеллекта в Университете Шарифа, экс-генерал КСИР Хоссейн Алаи из Тегеранского университета и бывший министр культуры Реза Салехи Амири, потерявший работу в Университете Азада.
А в иранском сегменте Telegram циркулирует секретное письмо министра внутренних дел Ахмада Вахиди, в котором прямо говорится о том, что, во-первых, процесс «чистки» профессоров инициирован Высшим советом национальной безопасности. Который, замечу, после отставки Али Шамхани полностью перешел под контроль канцелярии Верховного лидера, то есть – процесс инициирован с самых что ни на есть зияющих вершин.

А, во-вторых, что теперь процесс заключения трудовых контрактов с профессурой, как и контроль идеологической правильности их лекций выходит на новый уровень. И если раньше это было прерогативой самих университетов, то теперь, вероятно, возникнет специальное учреждение по надзору, в функции которого будет входить контроль не только «морального облика» профессуры, но и оценка ее благонадежности правоохранительными органами.
«Поощрение студентов к проведению несанкционированных демонстраций. Поощрение студентов выкрикивать лозунги против истеблишмента. Поощрение студенток к снятию хиджаба» - вполне достаточные поводы для увольнения профессоров. Но есть еще одно, обязательное, просто венец всего: «Подрыв исламских ценностей и действия против интересов системы». Такая формулировка просто подразумевает самое широкое толкование и может быть использована против любого преподавателя.
Достаточно одной оговорки в лекциях, а в Иране сейчас идет процесс привлечения в качестве студентов молодых активистов «Басидж», предоставляя им при поступлении все возможные льготы – а уж они-то со всем пылом молодости, преисполненные энтузиазма донесут на преподавателя по любому поводу, не особо разбираясь, – и кандидат на увольнение с «волчьим билетом» готов.
Кстати, установлены и контрольные цифры жертв «второй культурной революции». В том же письме Ахмада Вахиди прямо говорится, что в Иране из-за политической неблагонадежности нужно заменить 15 тысяч преподавателей высших учебных заведений, то есть – большую часть.

Причем, что очевидно, процесс «замены умных на верных» постепенности не предполагает – все будет решено за два-три, много – четыре года. Для любого, кто хоть немного знаком с работой системы высшего образования, совершенно очевидно, что такое количество качественного преподавательского состава в столь короткие сроки подготовить попросту невозможно.
Поэтому в Иране пойдут по пути наименьшего сопротивления – начнут штамповать «идеологически правильных» профессоров, со справками из Корпуса стражи исламской революции об их лояльности, которая заменит профессиональную пригодность. Возможно, что и «зелеными революционными шароварами» станут таких отмечать.
А это, в свою очередь означает, что появление на кафедрах такого количества «революционных профессоров» приведет только к одному – ухудшению качества образования в Иране. И, как одно из следствий, ухудшению с занятостью молодежи после получения ей высшего образования.
Сегодня в Иране официально безработица составляет 9% в целом. Но при всем лукавстве этой цифры, связанной с манипуляциями при ее подсчете иранскими властями, ни для кого в самой стране не является секретом, что каждый пятый молодой иранец не имеет работы. А 40% от всех безработных в стране - молодые люди с высшим образованием.
Но виноваты в такой ситуации вовсе не провалы иранских властей во внутренней политике. А недостаточно лояльная к власти университетская профессура. Вот заместят ее по принципу «не надобны умные – нужны верные», вот придет на кафедры ведущих иранских университетов «революционная профессура», пропагандирующая и преподающая только консервативные скрепы и ценности - а другого она просто не умеет - и сразу в Иране наступит счастье. Разумеется, только для режима.