Китай спас Маска. Он же может его убить
Когда Tesla была на грани банкротства, Илон Маск сделал ставку на Китай, который предлагал дешевые детали и квалифицированную рабочую силу. Но теперь у Tesla все больше проблем - компания теряет свое преимущество перед китайскими конкурентами.
Пекин гонялся, в хорошем смысле этого слова, за Илоном Маском, так как он был нужен. И как бизнесмен, и как создатель новых технологий, перспективы которых китайские власти сумели оценить. Именно поэтому новость, что Маск принял решение переместить часть своего бизнеса в Китай, была принята с восторгом. Более того, ему были сделаны уступки и предоставлены преференции, которые до этого мало кому из иностранных бизнесменов предлагались.
Когда Илон Маск представил первые Tesla китайского производства в Шанхае в 2020 году, он отклонился от сценария и начал танцевать. И не случайно – ведь несколькими годами раньше его Tesla была на грани банкротства. И спасли его только дешевые, но качественные запчасти, а также квалифицированные китайские рабочие.
Маск также получил доступ к высшим руководителям Китая. Он работал в тесном контакте с высокопоставленным шанхайским чиновником Ли Цяном, которого сейчас партийная карьера вознесла на пост премьер-министра КНР. Его завод в Шанхае строился молниеносно. И без обязательного партнера из местных. Что вообще стало первым и уникальным случаем для иностранной автомобильной компании в Китае.
Китай помог сделать Tesla самой дорогой автомобильной компанией в мире. Но, перефразируя древних, бойся китайцев, даже дары приносящих. Заинтересованность Пекина в Маске была весьма прагматичной – в обмен на преференции Китай получил доступ к технологиям, этому важнейшему активу сегодня. И тут же использовал это для развития собственного производства электромобилей. BYD, главный китайский конкурент Tesla, уже обогнал ее по мировым продажам в конце прошлого года. То есть компания Маска теряет свое преимущество перед китайскими конкурентами на том самом рынке, который Маск же и помог Китаю создать.
Что до Европы, то здесь вообще все печально. «Когда мы решили перейти от тепловых двигателей к электромобилям, мы обнаружили, что отстаем от Китая на пять-семь лет», — признал на днях министр финансов Франции Брюно Ле Мэр.
Выход из ситуации? Пока в Европе и США полагаются на административный ресурс. Европейский союз начал расследование на предмет того, не является ли китайская политика в области производства электромобилей недобросовестной конкуренцией. И хотя технически Tesla не находится под следствием, она может столкнуться с повышенными тарифами в Европе, наравне с другими электромобилями, произведенными в Китае.
В США администрация Байдена рассматривает возможность повышения тарифов на китайские электромобили, которые уже находятся на уровне 25 процентов. И хотя лоббисты Tesla отчаянно сопротивляются – пока это у них получается не очень.
В январе нынешнего года Илон Маск пошел на отчаянный шаг, заявив, что китайские автопроизводители «уничтожат большинство других автомобильных компаний в мире», если власти не введут торговые ограничения. Но – поздно. Помогая создавать индустрию электромобилей в Китае, Маск и сам не заметил, как его бизнес-зависимость от Пекина перешла критическую черту.
Как это всегда и было в истории Поднебесной, Китай переварил Маска с пользой для себя. Естественно, теперь не выплюнет. Но исключительно потому, что планирует извлечь из него еще немало технологических «вкусностей», от Starlink и ОренAl до Neuralink.
На китайской социальной платформе Weibo Маск опубликовал фотографию, на которой он пожимает руку Си Цзиньпину. «Пусть будет процветание для всех», – стоит в подпись под ней. Процветание, конечно, будет. Но, судя по всему, не для всех в равных долях, как до этого думал этот гений бизнеса, но первоклассник в большой политике.